Опера, как сочинение музыкальное, глубоко отличается от литературного произведения главенством эмоционального содержания.
П. И. Чайковский, например, называл глубокую эмоциональность сюжета необходимым свойством либретто. Оно должно содержать образы в эмоционально-активном состоянии и максимальные условия для расширения эмоциональной сферы спектакля.
Понимание этой специфики жанра определило выдвижение эмоциональности как непременного условия разных составляющих либретто, начиная с темы и сюжета и заканчивая отдельными репликами героев.
Отсюда следует, что каждая сценическая ситуация должна обладать эмоцией. «Задача либреттиста, — писал немецкий композитор Кшенек, посетивший Советскую Россию в 1928 г. , — заключается в том, чтобы все эпизоды, в том числе и необходимые для чисто объективного понимания действия, превратить в эмоционально окрашенные» [цит. по: 87, 10]. Даже такая форма, как рассказ, допустима на сцене преимущественно тогда, когда она носит лирическую или драматическую нагрузку, предоставляя музыке возможности психологической характеристики действующего лица.
Главная задача автора оперы — максимально выявить в конкретных музыкальных формах эмоциональное напряжение действий и переживаний героев.
При переработке литературных произведений в оперные либретто именно эта задача оказывалась наиболее важной и сложной.
Специфика музыкальной драматургии всегда заставляла авторов либретто усиливать эмоциональное напряжение узловых сцен действия в сравнении с их литературным первоисточником. В либретто также предусматривается соотношение элементов оперной композиции: диалогов и монологов, сцен сквозного развития и законченных номеров, арий, ансамблей, инструментальных фрагментов.