Открытый урок по теме "Внутренние воды Южной Америки"
Хохуля Надежда Андреевна, учитель географии
Разделы: Преподавание географии
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озёрами Южной Америки; сформировать у учащихся представления об основных чертах рек и озёр материка – свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределении по территории Южной Америки; установить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.
Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами, умения составлять характеристику географических объектов; формирование у школьников представлений и знаний об особенностях природы Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия.
Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.
Учебно - наглядный комплекс:
Карты Южной Америки – физическая, климатическая, карта климатических поясов, таблицы « Типы климатов земного шара», картины, схемы, энциклопедии различных издательств, описательный материал из хрестоматий и книг для внеклассного чтения, видеофильм « Амазонка», « Чудеса природы. Водопад Игуасу», выставка книг.
Методы и формы:
Наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, практический, самостоятельная работа; коллективная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Тип урока: Комбинированный.
Термины и понятия: Водораздел, речная система, речной сток, питание и режим рек,
водопад, озеро-лагуна.
Номенклатура:
Реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Ориноко, Парана, Парагвай.
Водопады: Игуасу, Анхель, Кукенан, Рорайма, Кайетур.
Озёра: Маракайбо, Титикака, Поопо.
Имена: А. Гарсия ( испанский конкистадор, открывший в 1525 году водопад Игуасу, Дж. Энджел (английский лётчик, открывший в 1925 году водопад Анхель.
Справочно – информационный материал:
Реки:
Амазонка- 6437 км 7180 кв. км - площадь бассейна
Парана- 4380 км 2663 кв. км
Мадейра- 4100 км 1360 кв. км
Ориноко- 2730 км 1086 кв. км
Сан- Франциску- 2800 км 600 кв.км
Озёра:
Маракайбо- 16300 кв. км 250 м - глубина
Титикака- 8300 кв. км 304 м
Поопо- 2530 кв. км 3 м
Водопады:
Анхель- 1054 м Венесуэла
Игуасу- 72 м Бразилия – Аргентина
Кукенан- 610 м Венесуэла
Рорайма- 457 м Гайана
Кайетур- 225 м Гайана.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап проверки домашнего задания
1. Индивидуальная работа.
7 чел. II -III группы составляют таблицу « Сравнение климата Южной Америки и Африки».
Сравниваемые признакиЮжная АмерикаАфрикаПричины сходства или различия
В каких климатических поясах расположен материк?
Какой климатический пояс занимает большую площадь?
Главная особенность климата материка.Самый____________
материк.Самый_____________
материк.
5 чел. I группы составляют описание субэкваториального климата
Южной Америки по плану. (План на стр. 278 учебника).
2.Фронтальный опрос.
Назовите воздушные массы, формирующие климат материка.
Определите по карте климатические показатели для каждого из климатических поясов.
Опишите погодные условия умеренного пояса в различные сезоны года.
В какие районы Анд надо совершить путешествие, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше климатических различий?
Где выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков и почему?
III. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний
1. Работа с новыми терминами и понятиями.
( Объяснение проводится при помощи таблиц).
2. Формирование представления о внутренних водах Южной Америки при
помощи карт атласа под руководством учителя.
При помощи карт выполните задания:
а) покажите крупные речные системы Южной Америки;
б) к каким океанам они принадлежат?
в) какова роль рельефа в формировании речной сети?
г) как климатические условия материка влияют на распределение речной сети?
д) каковы основные источники питания рек Южной Амери