ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ПАФОС
Основной эмоциональный тон произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа.
Пафос является существенным моментом авторской позиции и должен
рассматриваться в тесной связи с идеей, авторским идеалом, а также с
характером конфликта.
Основные разновидности пафоса: героический, трагический, романтический (пафос романтики), ирония, юмор, сатира, инвектива.
Например, в стихотворении А. С. Пушкина "К Чаадаеву" ("Любви,
надежды, тихой славы...") романтический пафос; в "Ревизоре" Н. В. Гоголя
— сатирический; в "Преступления я наказании" Ф. М. Достоевского —
трагический.
Возможно сочетание различных видов пафоса в одном произведении:
эмоциональную тональность "Вишневого сада" А. П. Чехова определяет
сочетание романтики и иронии; в поэме "Василий Теркин" А. Т.
Твардовского героико-трагический пафос сочетается с юмором.
Разные персонажи в одном произведении могут иметь разное
эмоциональное освещение: например, в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
характер Катерины предстает в трагическом свете, в отношении к Дикому
проявляется пафос сатиры, а в оценке характера Кабанихи основной
тональностью является инвектива.