Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим.. .
Так начинает рассказ о двух грешниках Некрасов. Разбойник Кудеяр был атаманом. Жил в дремучем лесу и промышлял грабежом. На его совести было не одно убийство. Но «Вдруг у разбойника лютого \\ Совесть Господь пробудил» . Кудеяр отказывается от прежнего образа жизни и, чтобы успокоить свою совесть, обращается к церкви, становится монахом. Только грехи его столь тяжкие, что совесть не находит успокоения. Единственное, о чем молит старец Бога, -«Дай только душу спасти» . Во имя искупления грехов Кудеяр дает обет спилить ножом, которым он совершал убийства, огромный, в три обхвата, дуб. И трудиться бы ему до скончания века, если бы не встреча с паном Глуховским:
Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал.. .
Кудеяр пытается в поучение грешнику рассказать свою историю, но пан не собирается изменять свой образ жизни:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю.
Душу Кудеяра переполняет благородное негодование, и он одним ударом ножа в сердце убивает пана Глуховского. Автор наделяет героя, ищущего покоя своей исстрадавшейся душе, правом справедливого возмездия:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!. .
Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага, жестокого эксплуататора Глуховского. Так автор показывает, что высшая народная нравственность, освещенная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа.
Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?» . Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо? » — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н. А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной.
В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси» . И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси» , и придает поэме законченный характер.
Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду:
… Благо — хлебушком
Вахлак делился с Домною
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра чем бы послал.
О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая» . В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…» , а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии:
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно…
Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам» . И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались» , благодаря «мужикам и Власу — крестному» . И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу» . Гриша любит свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа» . В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба» . По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:
Другая — тесная,
Дорога честная