Ничтожный герой"
- и герой «великий» , герой прозаический - и герой
эпический, частный человек - и олицетворение
государственной мощи:
на этих полюсах держится пушкинская повесть.
Сюжетная линия Евгения завязывается в 1-й части.
Евгений живет на окраине Петербурга, в Коломне,
мечтает о будущем семейном
счастье со своей возлюбленной Парашей,
переживает, что из-за наводнения
он с Парашей будет "дни на два, на три
разлучен". Как только стихия утихла,
Евгений направляется к месту, где жила Параша. Увы!
Она погибла, дом ее снесен. Разум Евгения не выдерживает; обезумев, он не
возвращается к себе на квартиру и бродит, как юродивый, по площадям столицы.
Такова ложная развязка.
Ложная-ибо однажды мысли вдруг страшно
"прояснились" в нем.
Евгений вспомнил, как "потоп играл", и
себя "на звере мраморном верхом", и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет
не только Петр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором
искони лежал тяжелый труд государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума
Евгения, угрожающего кумиру
на бронзовом коне, - бунт бессмысленный и
наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами.
В поэме два плана и оба истинные. Для Пушкина
были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту
был близок мир Петра, была
дорога и понятна его мечта-"ногою твердою
стать при море". Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за
это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы.
Кто же все-таки виноват – великое государство,
которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек» , который
перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? По мнению Белинского,
Пушкин обосновал трагическое право
империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного
человека; Но очевидно, что для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы
из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы "приподняться над
жестоким веком", сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и
уважение к жизни других людей. Ничтожный
герой" - и герой «великий» , герой прозаический - и герой
эпический, частный человек - и олицетворение государственной
мощи:
на этих полюсах держится пушкинская повесть.
Сюжетная линия Евгения завязывается в 1-й части.
Евгений живет на окраине Петербурга, в Коломне,
мечтает о будущем семейном
счастье со своей возлюбленной Парашей,
переживает, что из-за наводнения
он с Парашей будет "дни на два, на три
разлучен". Как только стихия утихла,
Евгений направляется к месту, где жила Параша.
Увы! Она погибла, дом ее снесен. Разум Евгения не выдерживает; обезумев, он не
возвращается к себе на квартиру и бродит, как юродивый, по площадям столицы.
Такова ложная развязка.
Ложная-ибо однажды мысли вдруг страшно
"прояснились" в нем.
Евгений вспомнил, как "потоп играл", и
себя "на звере мраморном верхом", и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет
не только Петр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором
искони лежал тяжелый труд государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума
Евгения, угрожающего кумиру
на бронзовом коне, - бунт бессмысленный и
наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами.
В поэме два плана и оба истинные. Для Пушкина
были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту
был близок мир Петра, была
дорога и понятна его мечта-"ногою твердою
стать при море". Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за
это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы.
Кто же все-таки виноват – великое государство,
которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек» , который
перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? По мнению Белинского,
Пушкин обосновал трагическое право
империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного
человека; Но очевидно, что для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы
из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы "приподняться над
жестоким веком", сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и
уважение к жизни других людей.