Бетховен — ключевая фигура западной классической
музыки в период между классицизмом и романтизмом один из
наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его
время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим
спектаклям, хоровые сочинения.
Самым значительным в его наследии считаются инструментальные
произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты,
концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры,симфонии.
Творчество Бетховена оказало
значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.Симфония № 5 до
минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804—1808 годах, — одно из
самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из
наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 в Вене,
симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Э. Т. А. Гофман
назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи» .
Общая музыкальная характеристика Симфонии № 5 Л.
Бетховена:
Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена
в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением
автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго –
в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии
раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею
симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к
свету, через борьбу – к победе» .
Отличительной особенностью содержания
5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными
этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт») , является проблема рока. Бетховен,
обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему
симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь») .
«Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить
фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем
всего драматургического развития.
4-частный цикл 5 симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей
монолитностью, обусловленной:
единым замыслом; сквозным развитием ведущего образа – «мотива судьбы»
Соль, соль, соль, ми
Фа, фа, фа, ре
Являясь эпиграфом ко всему произведению, он
пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь;
наличием предыктовой связки между 3 и 4 частями симфонии, благодаря которой
победный марш финала начинается не просто attacca, а сразу с кульминации;
ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету») .
Тональность финала – C-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные
эпизоды первых трех частей (реприза I части, маршевая тема Andante, трио III
части) . Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками;
интонационными связями между частями. Так, например, c-moll-ный марш из III
части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров
роднят лирику Andante с финалом
I часть - Сонатное allegro (c-moll). Ее темп — Allegro con brio, то есть
быстро, с огнем. , почти всецело основано на принципе производного контраста.
Он ярко проявляется в первой же, знаменитой, теме главной партии.
II часть – Andante con moto (неторопливо, с движением) , ля-бемоль мажор,
двойные вариации. Эта музыка воспринимается не столько как осмысление прошедших
событий, сколько является предчувствием будущего
III часть - Allegro, до минор, скерцо. В ее беспокойной и суровой музыке нет ни
танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца) .
Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности,
и развитие «мотива судьбы» .
Последняя часть симфонии ( финал). Финал написан в форме сонатного аллегро
становится ее праздничной кульминацией. Отличительной особенностью тематизма
финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими
песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами,
победными кличами, пафосом ораторской речи.
Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому
симфония приобретает сюжетность, «программность» . А это обстоятельство, в свою
очередь, делает музыку Бетховена более понятной
Наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала
стали со своих мест и отдали честь.