Вот это да! Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или скрипуче-грубые, зимой замерзают. А когда приходит тепло - оттаивают! И тогда сам воздух становится музыкой. Или какофонией - это уже смотря по тому, кто играл на той волшебной трубе.Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил писатель Распе в своей книге о приключениях известного барона М. Таким своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто человеческое не исчезает бесследно. Даже звук.
Мы, обыкновенные люди, не фантазеры и не поэты, тоже знаем, что слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или скрипуче-грубыми. Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть. Воодушевить или пригнуть к земле. Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.
Вот новая телевизионная реклама известного магазина. Шустрый продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься? Что ты паришься? Париться надо на парах!» Это фамильярно-развязное «ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать», «переживать»... А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не столько товар, сколько образ жизни.
Страшно. Если вдуматься. Но ведь мы не вдумываемся, часто так говорим! По пустячному поводу. Как присказка «Убить мало!». А что не мало, что больше-то? Повесить? Четвертовать? Посадить на кол?
А часто ли сегодня звучит это слово? И родные ему другие слова: «гуманный», «почтительный», «чувствительный», «деликатный»? Они, будто звуки той волшебной трубы, замерзли. И оттают ли?
Потеряли, придав ему зачем-то чисто идеологический смысл, такое доброе, емкое слово «товарищ». И строки поэта, известные миллионам: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья...» - что, уже анахронизм?
Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи. Со старым «значит» через каждый звук. Со свежим - «типа того», новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. Но в нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической - с социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. Как бы хотелось от них избавиться. А то, не ровен час, выродимся и в самом деле в неких «гуманоидов». Хочется, чтобы мы все были более чуткими к слову. Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к человеку. Или не так?