доктор Живаго – любящий
муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обострённое
восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич "всё преувеличивал от
волнения": лежащая "на хирургической койке с подъёмною доскою"
Тоня казалась доктору "высившейся среди бухты только что причаленной и
разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку
жизни". Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к
ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой "ложке
взаимоистребления". Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности
человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе,
ненужность высоких "фраз и пафоса", Наивысшую ценность для Юрия
Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра
Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б. Пастернак одаривает своего героя
страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор своё
искреннее призвание:
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть женщиной – великий шаг"),
ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти
смерти: "Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся
отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её
избежавшая".
Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного
счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой
мировой войны, в "лесном ведомстве"), потому и умирает
пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма
жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к
любимому как к живому: "Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!. .
Помнишь… Ты понятия не имеешь… " Лара вспоминает счастливые минуты,
проведённые вместе: "…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей
вселенной… Они дышали только этой совместностью
В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвящённый жизнеописанию самого
героя (стихотворения «Гамлет» , «Объяснение» , «Осень» , «Разлука» , «Свидание»
) и Христа («Рождественская звезда» , «Магдалина» , «Гефсиманский сад») . Это
своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он
прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным,
поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а
евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных
ценностей не столько властью, сколько самим человеком: "...быстро всё
поменяли.. . без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у
кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности,
вечных идеалов человечества