УРОК 1. (Вводный урок). Похвальное слово любопытству Жить чрезвычайно любопытно. Трудно не любить людей, которые пристально смотрят в окно не только в поезде, идущем вдоль Байкала, но даже в троллейбусе, который везет их на работу каждый день по одному и тому же маршруту. Безусловно, нужно разглядывать жуков. Трогать ежа. Учиться плавать стилем баттерфляй. Расспрашивать соседа о его работе в горячем цеху. Различать цветы по запаху, а марки машин по одному только заднему бамперу... Нужно всюду совать свой нос. Неинтересного не бывает! Есть только то, о чем мы ничего не знаем, и поэтому нам неинтересно. Книги созданы для утоления любопытства, и для того, чтобы яростно его разжигать. Поэт Николай Асеев сказал:«... чем дольше жить, тем дольше хочется, а жажда все не отпускает». Сейчас вы увидите — так оно и есть.Книжка называется «Хочу все знать». Это сборник. Совсем недавно он выходил каждый год. Берем такой сборник, первый попавшийся, на выбор, и просто читаем оглавление. «Космические работы». Ну это понятно. Про луноход, искусственный спутник и т. д.«Дирижабли будущего». Оказывается у этих огромных, пузатых гигантов есть будущее. Оказывается, они могут быть даже атомными...«Веснушки на солнце» — о пятнах и протуберанцах.«Море: гипотезы и факты».«Зеленый лист — кормилец».«На что надеется цветок». Действительно, на что он надеется? Оказывается, на нас. Если человек будет неразумно обращаться с природой, он может ее просто погубить. Но человек, в котором живет настоящее любопытство, никогда и ни за что не захочет глотать готовенькое. Он узнаёт про факты и про фактики, вопросы и вопросики для того, чтобы заглянуть дальше, понять причину, уяснить законы, на которых держится мир. Прочитайте рассказ об одном из них. История веселого Архивариуса Говорят, великий Эйнштейн впервые задумался в пять или шесть лет, когда отец подарил ему компас. Стрелка на компасе шевелилась. «Почему?»— спросил мальчик. Ему объяснили. Но этого объяснения не хватило.«Почему? — думал любопытный Эйнштейн. — Почему?» И это главное слово гналось за ним всю жизнь, до тех пор, пока он не открыл собственный, новый принцип устройства Вселенной, свою теорию, объясняющую, «почему», «на чем» и «как» держится мир. Прочитайте стихотворение Б. Слуцкого, хотелось бы, чтобы оно было написано про вас. Чтобы всегда, пока есть люди на земле, всю жизнь был человек с книгой. Человек с книгой Человек с любой книгой.Вообще человек с книгой, в любом трамвае,В душных залах библиотекИ, даже пальцем листы разрывая,Это почти всегда к добру:Плохие книги встречаются редко.Словно проба идет к серебру,Идет к человеку с книгой метка,Моя надежда — читатели книг,Хочется высказаться о них.Они больше радуют,Чем, например, вниматели радио.Книгу всегда почти дочитают,Даже библиотечную, не только свою.Книгу берегут и переплетают,Передают из семьи в семью.Радио на миг. Газета на день.Книга — на всю жизнь.Книга — ключ. Он открыт и найден.За него крепче держись! Действительно, с книгой нельзя расставаться. А словари должны стать вашими постоянными друзьями. Из словарей вы можете узнать о значении слова, его грамматических особенностях, происхождении, употреблении, стилистической окраске и многое другое. Словари помогут вам в учебе, а в дальнейшем — в работе. А если вы захотите стать филологами, то именно с помощью словарей вы сделаете для себя и, может быть, для науки какие-либо лингвистические открытия. Узелок на память Архивариус (лат.)— хранитель древних архивов.Архив (лат.) — собрание рукописей, старых документов, памятников письменности, а также место их хранения (учреждение или отдел учреждения).2. Опишите своими словами в рабочей тетради, что такое «любопытство», чем оно поможет Вам в жизни и в учебе. Посмотрите в толковом словаре (воспользовавшись помощью родителей) определение этого слова. Спешите его себе в тетрадь.Вернуться к оглавлению