Музыку для кино писали такие выдающиеся композиторы -
классики, как Прокофьев. Свиридов назвал свое произведение музыкальными иллюстрациями. Самая главная
способность музыкального искусства – это способность рассказывать о явлениях
природы, событиях окружающей жизни, и внутренней жизни человеческой души в их
развитии, движении. Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора
Г.В. Свиридова на создание музыки. Композитора привлекла идея воссоздать в
музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того
оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни
маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни,
особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении.
Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых,
романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но
эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески,
с особым, присущим только Свиридову настроением. Девять номеров сюиты создали
последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было
решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Трисамых популярных названы Свиридовым: «Тройка», «Вальс», « Романс». Первый из
них прозвучал в начальных кадрах фильма.
Бескрайняя снежная равнина, одинокая тройка. Привычный зимний пейзаж. Началось
громко, как будто мы перенеслись в ту
самую степь. Затем у скрипок началась печальная, очень русская песенная
мелодия. Ее подхватили духовые инструменты. Музыка ширится, к ней
присоединяются подголоски. Постепенно все стихает, как будто тройка удаляется.
Музыка Свиридова рисует образ тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный
звон дорожных колокольчиков, под меланхоличную нескончаемую песнь, похожую на
напевы ямщиков. В повести Пушкина есть упоминание о двух балах. Свиридов
написал музыку очень похожую на многие другие вальсы 19 века, например, на «
Вальс – фантазию» М.И.Глинки. В нем нет пышности и великолепия бального танца.
Кажется, он звучит в обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в
саду провинциального городка. В сюите это романс без слов, но содержание музыки
понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев повести.
Вступительные аккорды у оркестра сменяет привычный для бытового исполнения
отыгрыш рояля. Писали для кино Шостакович,Хачатурян, Свиридов. Популярнейшие фильмы того времени шли с
музыкой Дунаевского, который был выпускником Киевской консерватории и
знаменитые хиты из довое ребята","Цирк", "Волга -
Волга","Кубанские казаки","Дети капитана Гранта" вошли
в ченных лент - "Веселыисло самых любимых народом.Композиторы 50 - 80
годов в И.водили в музыку кинофильмов авангардные приемы - А.Петров в
"Человек - амфибия", Э.Артемьев и др.Появилось кино с песнями
Окуджавы, Высотского Визбора. А.Рыбников перенес на экран мюзиклы, рок -
оперы.А джаз в нашем кино появился в 30
годы вместе с Л.Утесовым. У каждой семьи есть любимые песни из старых советских
фильмов. Но есть и такие общепризнанные шедевры , как музыка Я.Френккеля к
"Неуловимым мсителям",М.Таривердиева в "Семнадцати мгновениях
весны".