Первое, что видит русалочка, это счастье и
любовь принца. Казалось бы, что эта картина должна вызвать в ней
ревность, а ревность непредсказуема, ревность – сила зла. “Русалочка
наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где
разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять
устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены. Она
одна была у него в мыслях!” Мир людей для русалочки прекрасен. Он так
манил ее под водой, так очаровался в день совершеннолетия; ей жалко
этого мира, страшно его терять, но она видит принца, который произносит в
это время имя жены. “Нож дрогнул в руках русалочки.” Любовь не может
убить другую любовь – такова мысль Андерсена. “Еще минута – и она
(русалочка) бросила его (нож) в волн, которые покраснели, точно
окрасились кровью, в том месте, где он упал. Еще раз посмотрела она на
принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала,
как тело ее расплывается пеной.” Русалочка отказалась от себя целиком,
но у нее была еще одна мечта – обрести человеческую душу. Эта мечта и
осуществилась, и нет. Сама по себе любовь уже дает человеку душу. Не
случайно русалочка не превращается в морскую пену, любовь дала ей
возможность перейти в иное состояние, она становится одной из дочерей
воздуха.
У русалочки снова появляется шанс обрести
то, от чего она сознательно отреклась. Ее любовь и добрые дела дают ей
право обрести бессмертную душу. “Пройдет триста лет, во время которых
мы, дочери воздуха, будем посильно творить добро, и мы получим в награду
бессмертную душу… Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому
же, что и мы, ты любила и страдала, поднимись же вместе с нам в
заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе
бессмертную душу и обрести ее через триста лет!” И этой темой Андерсен
заканчивает сказку.
Древние мифологические верования,
потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и
художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы
обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и
индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и
мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки,
превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично
сохраняет ее мифологические черты и возможности. Но вместе с тем
мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую
сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с
помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно
любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она
жертвует ради счастья принца своей жизнью.
Отталкиваясь
от языческой мифологии, Андерсен утверждает ценности и идей
христианства, утверждает силу человеческой любви как самую великую
нравственную силу во всем мире, независимо от того, реален или
фантастичен этот мир. И такие метаморфозы в сказках Андерсена происходят
не только с одной русалочкой.