во второй половине текущего столетия включает в свою орбиту все общественные явления, в первую очередь политику. Поскольку нынешнее поколение является свидетелем начальной стадии научно-технического развития общества, мы не можем знать ни его развитых форм, ни границ, ни последствий.
Мы можем констатировать тот факт, что европейская цивилизация вызвала уникальную в жизни планеты промышленную революцию, которая в своем развитии превратилась в научно-техническую. Преобразование природы в масштабах планеты вступило в новую стадию, которая от всех других способов преобразования отличается лавинообразно нарастающим непредсказуемым прогрессом. Следует сказать, что весь уклад жизни людей противоречит тем реальным достижениям, которые уже в обществе есть. Он отстает от технологических возможностей, которые, к тому же, увеличиваются с каждым днем. Самой отсталой сферой в этом отношении можно считать политику.
Это заявление открыто для критики, но политика, особенно в ее военной части, должна быть осмыслена с позиций современного социокультурного содержания. Политика уже не соответствует той социальной технологии, которая уже существует в сфере научно-технического прогресса. Традиционная форма организации политики сложилась так, что для военных целей использовались самые передовые идеи, уникальные производственные технологии. В античном мире создавались фантастические для тех времен осадные орудия, военные машины. Средневековье оставило след своими грандиозными замками, в которых небольшой гарнизон мог сдерживать целые армии, а промышленная эпоха создала бронированных монстров, умеющих плавать, ездить, летать, для уничтожения миллионов людей к вящей славе военных, политиков и «патриотов».
Научно-технический прогресс был с самого начала захвачен и узурпирован политиками, которые его засекретили и направили в русло милитаризации. Лучшие научные умы, конструкторы и технологи, производственники и дизайнеры, ракетчики и медики, электронщики и навигаторы под надзором секретных служб до сих пор используют самый развитый потенциал культуры и людей - профессионалов для создания средств победы над врагом любой ценой под землей, на земле и в космосе. Но весь трагизм положения заключается в том, что в условиях этого прогресса победа над врагом осуществлялась во многом за счет своего народа. Проблема и в том, что не народы, а политические структуры, видя в государственных границах абсолютные барьеры для жизни и культуры, а в своих ближайших соседях - противников, считают своей доблестью иметь самую мощную в мире армию.
Россия за несколько десятилетий социализма осуществила индустриализацию. История распорядилась так, что все это было сделано за счет советского народа, а плоды направлены во многом не на нужды народа, а на милитаризацию, на обеспечение военной мощи политической структуры. СССР не выдержал такого напряжения и как сверхдержава не смог конкурировать в сфере милитаризации на уровне научно-технического прогресса - социальная система рухнула. Попытка усовершенствовать социализм в СССР породила хаос. Политическая структура современного общества пришла в противоречие с теми техническими и технологическими возможностями, которые создаются ускорением прогресса. Задача всей цивилизации заключается в приведении в соответствие формы организации общества с природными возможностями и научно-техническим прогрессом.