Первым захоронением мемориального комплекса царской семьи в
Петропавловском соборе Санкт – Петербурга стала могила Петра I.Петр I скончался 28 января 1725 г. на 53-м году жизни после
непродолжительной болезни. Останки Петра I и
его дочери Натальи Петровны оставались непогребенными в течение шести
лет. Строительство каменного собора приближалось к окончанию. В 1731 г.
путиловской плитой выстилали пол.] В это время шли к завершению отделочные
работы, и указом императрицы Анны Иоанновны тела Петра I и его жены императрицы
Екатерины I были преданы земле в 11 часов утра 29 мая 1731 г. Оба гроба (Петра
I и Екатерины I) поместили в единый склеп перед иконостасом в южном нефе, перед
киотом с изображением апостола Петра, святого покровителя императора.Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны было
решено превратить Петропавловский собор в своеобразный мавзолей Петра Великого.
«Дщерь Петрову» занимала мысль об увековечивании памяти ее великого отца. С
инициативой выступил М. В. Ломоносов, предложивший в 1758 г. надгробный
памятник и украшение собора мозаичными картинами, он предлагал на мозаичном
пьедестале «наподобие камня порфира, оправленном серебром» создать фигуру Петра
I в окружении восьми мозаичных колонн и четырех пар серебряных статуй:
Премудрости и Мужества, Трудолюбия и Постоянства, Правосудия и Милосердия,
Любви и Верности. Сооружение планировалось большого размера – 8,5 м ширины и
почти 15 м высоты. Автор хотел «Все сие сооружить из меди литой, а где
потребуется и кованой… возвышение, кроме статуи и украшения, сделать из черного
Российского мрамора, а медь везде жарко вызолотить в огне». Композицию
Ломоносов собирался украсить двенадцатью мозаичными панно, изображающими наиболее
существенные эпизоды деятельности Петра и аллегорические сцены. Великий русский
ученый стремился рассказать о государственной деятельности Петра, о подавлении
стрелецкого бунта в Москве, о «Великом посольстве» за границу. Отдельные
мозаики посвящались созданию русского флота, взятию Азова, Полтавской и
Гангутской битвам. Наконец, автор собирался запечатлеть основание Петербурга,
Кронштадта и Петергофа, учреждение нового органа государственного управления –
Сената и т. д. Цикл должна была завершать сцена погребения Петра. Из
грандиозного проекта удалось осуществить в мозаике две большие картины:
«Полтавскую баталию» и «Взятие Азова» (вторая из них не была окончена и
погибла). Был объявлен конкурс, но энергичный Ломоносов уже приступил к работе
над мозаикой «Полтавская баталия» для этого проекта, который предусматривал,
кроме прочего, капитальные переделки собора. После смерти Елизаветы Петровны
проект был заморожен, М. В. Ломоносов скончался 4 апреля 1765 г., его замысел
остался невоплощенным.