Я учусь в 9-Г классе городской школы. Приятелей у меня много, но друг один. Имя его для моего поколения ребят довольно редчайшее: Савелий. У него ничем не примечательная внешность. Он небольшой ростом. Имеет спортивную стрижку и даже к глубоким холодам ходит без головного убора, не признает зонтика. Есть у него странное увлечение: он обожествляет ходить в оперный театр и дома сохраняет много старых пластинок с ариями из разных опер. Он и меня начал приучать ходить в оперный театр. Одно слово, Савелий - друг чрезвычайный.
Казалось, ничего не предвещало нашего несогласия. Это не означает, что мы и Савелием некогда не ссорились. Но то были настолько неважные, мелкие расхождения, что они мигом забывались. На этот раз все было иначе.
Ребята нашего 9-Г долго решали, что подарить девушкам на Восьмое марта. Их наполовину меньше, чем нас, но взыскательнее и капризнее наших девочек не отыщешь. В конце концов остановились на ярких надувных игрушках. Это были главным образом медведи, зайцы, котята, а среди них оказался один-единственный слон. Большинство игрушек повторяли друг друга, отличаясь цветом. А слон был особый: трогательно смешной, будто улыбающийся, но главное - он держал в хоботе яблоко, и издали оно казалось настоящим: золотистое с розовым бочком.
Эту игрушку Савелий решил подарить девушке, которая ему нравилась. Ася не обращала на моего друга ни наименьшего внимания - она вообще не обращала на пареньков никакого внимания. Ася писала стихи, и таких, как она, называют «не от мира сего». Она носила немодные большие очки, которые делали ее старше ее возраста.
Как и заведено, девчонок вывели из класса перед вручением подарков. Они стояли под дверями, хихикали, стараясь подглядеть в замочную скважину, которые сюрпризы мы кладем на их парты.
Прозвонил звонок - и за миг подарки были в руках девочек. Ася где-то задержалась, а Савелий, взяв слона, предназначенного для нее, ради шуток ударил хоботом Сашу Глинского, который сидел впереди Аси. Силы свои он не рассчитал: хобот лопнул, и слон, из которого с печальным шипением вышел воздух, обмяк. В классе воцарилась тишина. Как же так - Ася осталась без подарка?
Вошла девочка и, увидев испорченный подарок, повела себя на чудо сдержанно.
— Кто же тот чрезвычайный охотник, который убил наповал могущественного слона? «Охотник» появляться не спешил. Я толкнул Савелия в сторону:
— Савва, провинился и сегодня же вечером принесет Асе домой подарок.
— Что еще? Чего это я пойду к ней домой?
— Ты испортил Асе праздник!
— Это так друг, мораль читает... Не надоедай!
— Надо быть честным даже в мелочах, хотя какая же это мелочь! Все девочки
с подарками! Если ты сейчас не извинишься перед Аською, я буду считать тебя трусом.
Савелий встал и сказал:
— Ася, извини, это я виноват. Но я неумышленно. Подарок за мной.
Он пересел за последнюю парту. Со мной он не разговаривал до конца уроков. Домой мы шли врозь.
«Может, мне не следовало нажимать на Савелия, - думал я. - Тоже мне, событие, из-за какой-то игрушки столько шума! Но вместе с тем, если я промолчал бы как удав, что ничего не случилось, кто-то другой сказал бы Савелию о том же самом, но в более грубой форме. Ася единственная из девушек осталась без подарка... И если бы он не извинился, неизвестно, как бы отреагировал класс на его молчание...»
Дома я рассказал бабушке о том, что произошло. Она только сказала: «Нелегко быть настоящим другом».
После праздника Ася пришла в класс с необыкновенной игрушкой в руках. Это был клоун, который умел говорить. Ася нажимала какую-то пружинку, и из клоуна неслось: «Благодарю... Доброй ночи... Бывай!..» и еще что-то. Это была дорогая красивая игрушка.
— Этого клоуна подарил мне Савелий, — громко заявила Ася. Тем самым
дала понять одноклассникам, что Савелий извинился искренне.
Савва зашел в класс после Аси и, будто и не было ничего, сел на обычное место - рядом со мной.
Он протянул мне руку и сказал:
— Привет!