Философия Анри Бергсона, сформировавшаяся на рубеже XIX – XX веков, на фоне кризиса рационализма, оказала заметное влияние на многие области искусства и литературы данного периода. В начале XX века возникает даже особое стилевое направление – «литературный бергсонизм» ( bergsonisme litteraire ). М. Пруст, Ш. Пеги, П. Клодель, Т.С. Элиот активно восприняли основные постулаты философии Бергсона, постепенно превращавшиеся в своего рода концептуальные клише, – «чистая длительность» ( dur e e pure ), «интуиция» ( intuition ), «жизненный порыв» (e lan vital ). Бергсонизм получил распространение во всей Европе, а затем и в Америке. Не осталась в стороне от этой культурной экспансии и Россия. Идеи Бергсона, считавшиеся воплощением духа времени, стали более широко известны здесь после перевода его основных философских трудов на русский язык в 1900–1914 годах.Подобно тому, как символизм развивался в русле основополагающих идей Ф. Ницше, постсимволизм воспринял философию А. Бергсона, хотя и фрагментарно. Наибольший интерес к Бергсону, причем на протяжении всего творчества, проявлял О. Мандельштам. Как известно, Мандельштам познакомился с новыми идеями философа-интуитивиста во время недолгого пребывания во Франции, где посещал лекции в Сорбонне. Тогда же он прочел его знаменитый труд «Творческая эволюция», на первых страницах которого речь идет о «переходе