В «Полтаве» показана многогранная и живописная картина жизни: здесь и Полтавская битва 1709 года, и пир Петра I, и бегство Карла XXII с поля боя, и измена гетмана Мазепы, и его преступная любовь, и трагедия семьи Кочубея... Повествование в поэме сменяется диалогом, диалог – лирическим отступлением. Стихи пронизаны то возвышенно-торжественной интонацией, то лирической, то звучат в народно-песенном духе. Поэтический язык в поэме, по выражению В. Г. Белинского, «достиг своего полного развития, вполне стал пушкинским».Богатство и разнообразие картин поэмы подчинены организующему центру. Поэма А. С. Пушкина построена вокруг одного героя – Мазепы. Его любовь и честолюбивые замыслы связывают в единый узел две сюжетные линии: любовную, «романтическую» и «политическую». И все-таки поэма называется не «Мазепа», а «Полтава», потому что она развертывает перед читателем общую страницу истории России и Украины. В основу произведения положено не событие из личной жизни, а событие, имеющее историческое значение – Полтавское сражение. Мазепа не единственный персонаж поэмы, он показан во взаимодействии с другими героями: тут и Мария, и Кочубей, и Орлик, и Карл, и молодой казак, влюбленный в Марию и множество других вымышленных и исторических лиц. Особое место занимает Петр I. Прошлое Пушкин раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры. Поэтому большое место занимает лирическая тема, тема необычной любви юной Марии1 и старого гетмана Мазепы. Но эта тема отступает на второй план по сравнению с главной темой – героизацией Петра как полководца.В любовно-семейной сюжетной линии Мазепе противопоставлены Мария, Кочубей, мать Марии, молодой казак; в политической и военной линии сюжетной линии – Петр и Карл.Мазепа осужден в поэме. Это осуждение объясняется не только его коварством, злобой, холодным безразличием. Ведь и Кочубей коварен по отношению к Мазепе, и он беспощаден в своей мести за «поруганную дочь». Между тем Кочубей предстаёт в поэме как положительный герой. Это объясняется тем, что донос Кочубея Пушкин оценивает как государственно-прогрессивный поступок, а его месть оправдана чувством рода, семьи, гражданина. Осуждение Мазепы подчеркнуто противопоставлением ему Петра.Петр выступает в поэме как идеальный военачальник. Его победа предрешена заранее. Она предчувствуется во всем облике Петра уже в начале битвы. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело. Для Петра и его войска битва – тяжёлый, но необходимый для России труд, подобный труду пахаря («Как пахарь, битва отдыхает»). Петр обращается к воинам так, как приступают к работе: «За дело, с Богом». Петр окружен «товарищами, сынами», которые видят в нем вождя. Мазепа, наоборот, одинок, потому что цель его – личное самоутверждение. Он чужд «юности удалой», украинским бунтарям, осуществляет свой замысел без них, путем заговора, интриг. В изображении Пушкина Мазепа – преступник, преследующий личные, корыстные цели, он хочет оторвать Украину от России, ведет переговоры с иезуитами, мечтает даже о троне, и народ не поддерживает его.Рядом с Мазепой в противопоставлении Петру дан в «Полтаве» и Карл. Но он противопоставлен и Мазепе. Пушкин не скрывает личной храбрости Карла. Он «герой»: после боя его место было бы среди «гостей» и «учителей» Петра, тогда как изменнику Мазепе место лишь на плахе. Но Карл ведет захватническую войну, у него нет народно-полезных целей, он действует из честолюбивых соображений, отсюда и его слабость перед боем. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл («Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной»).Художественное своеобразие поэмы «Полтава» состоит в слиянии исторических и семейно-бытовых событий в единый поток повествования. Романтическая поэма перерастает в национально – героическую эпопею.