1) Арабский язык – „латынь Востока" – в средние века был языком религии, науки, школы и администрации. На нем велись дела в суде, обучение в школе. Арабский язык стал языком науки и литературы
Со времен Средневековья арабский язык называют «латынью Востока» , подчеркивая его роль в создании культурных ценностей мирового значения.
В эпоху раннего Средневековья, когда европейская научная мысль пребывала в коматозном состоянии, когда господствовала схоластика, а наследие древних греков было благополучно забыто, на Востоке наука стремительно развивалась. Это был настоящий расцвет. Превосходство арабов в таких фундаментальных науках, как астрономия, математика, медицина в свое время не вызывало никаких сомнений, а эпоха Возрождения в Европе пробудила непреодолимое желание прикоснуться к этому наследию и изучить научные достижения арабского Востока. Во многих европейских университетах, например, в Оксфорде, вводилось обязательное преподавание арабского языка, переводились и скрупулезно изучались работы ученых Востока.
Для Древнего Востока арабский язык был основным в среде научного сообщества (так же, как и латынь была научным языком в средневековой Европе) . Так, часть арабских слов, среди которых были и научные термины, в Средние Века была заимствована сначала латынью, а уже из латыни перекочевала в английский язык.
Ареал распространения арабского языка уникален: большая часть Юго-Западной Азии и вся Северная, часть Восточной, Центральной и Южной Африки. Следовательно, этот язык занимает место среди самых распространенных языков мира как по числу разговаривающих на нем, так и по количеству стран, в которых он используется.
Арабский язык имеет также статус международного языка. Это один из рабочих языков ООН.
2) Значение культуры халифата. Евро¬пейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских матема¬тиков, врачей и астрономов служили руко- минарет мечети водством для учёных средневековой Евро- в Кайруане. Тунис. пы. От арабов европейцы получили не толь- ,х в-ко цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе назва¬ния многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — поль¬зоваться компасом и глобусом.