Пословицы с неологизмами

0 голосов
58 просмотров

Пословицы с неологизмами


Русский язык (12 баллов) | 58 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Трын-трава — трава подзаборная, т. е. никому не нужный, всем безразличный сорняк

Всыпать по первое число — В старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол — Страшно бедный, нищий. Птица тут не причём, на самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая» ) чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская — Прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным чтобы кого-нибудь разжалобить. После завоевания Казани Иваном Грозным, мирзы (татарские князья) оказались подданными русского царя и старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек — В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот — Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос — Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Цыгане водили медведей на ярмарках за продетое в нос кольцо и заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения — Человек, на которого свалили чужую вину. У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы — Лясы (балясы) это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу — «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера — Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери.

Бить баклуши — С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить» . Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками» , и пошла наша поговорка.

После дождичка в четверг — Языческому богу грома и молний русичей, Перуну был посвящен один из дней недели — четверг, которому возносили моления о дожде в засуху. Мольбы часто оставались тщетными, и поговорка стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

(282 баллов)
0

это с неологизмами?

0

да

0

спасибо

0

а за лучший ответ?

0

и самый быстрый?

0

что?

0

сделай так чтобы мой ответ был лучшим, просто я за это 3 балла получу!