Основным условием общественной жизни является коллективность. Уже древние мыслители понимали, что человек является "общественным животным", неспособным в одиночку, без кооперации с другими людьми, обеспечивать свою жизнь. Очевидно, что человеческий детеныш способен стать ребенком, из которого вырастает человек, лишь в социальном окружении. Увы, красивая сказка о Маугли – не более, чем выдумка: жестокие опыты природы (и некоторых людей), поставленные в истории общества над его детьми, показывают, что если дети попали к животным в раннем детстве и пробыли с ними хотя бы до 4–5 лет, им уже не дано стать людьми в полном значении этого слова.
Человеческое сознание у индивида формируется в результате жизни в обществе. Именно в условиях групповой жизни человека следует искать разгадку стремлений и интересов, особенностей его деятельности и возможностей. Но в современной социальной философии всерьез дискутируется вопрос: "существует ли общество как самобытная реальность, как особая область бытия?", потому что для большинства позитивных социологов и обществоведов "общество" есть лишь название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей"[62]. Для того чтобы понять, является ли общество просто "группой (группами) людей", рассмотрим динамику понимания общества в истории философии.
До XVII – XVIII веков было добыто множество фактических сведений о различных областях природы. Иначе обстояло дело с изучением общества. Античная литература давала обширный материал о жизни древнегреческого и римского обществ; сообщения купцов и путешественников содержали массу данных об общественной жизни народов Америки и других недавно открытых материков и стран. Но достоверные данные причудливо перемешивались с легендами, и многие историки вплоть до Нового времени считали, что отличить первые от вторых вообще невозможно.
Еще хуже обстояло дело с исследованием общественных процессов. Социальные и политические концепции почти всегда умозрительны, ибо не подлежат верификации – ведь исторические процессы объективно невозможно воспроизвести повторно. Кроме того, общественная жизнь противоречива и отражается в сознании самих участников общественных событий крайне субъективно. То, что в действительности было причиной, участникам исторических событий нередко представляется как следствие; а то, что явилось следствием – причиной. Для общества характеренколлективно организованный целенаправленный способ социальной деятельности. "Под социальной деятельностью" при этом понимается деятельность по созданию неприродных результатов (артефактов).
Основной формой социальной деятельности является труд, который имеет репродуктивную (воспроизводимую в пространстве и во времени) ипродуктивную (не имеющую аналогов в пространстве и во времени) стороны. Как репродуктивная деятельность труд всегда является работой, расходом (перераспределением) жизненной энергии; как продуктивная деятельность труд всегда есть деятельность по приращению энергии, по наращиванию энергии в субъекте труда.
Труд является сложноорганизованным процессом и пронизывает все уровни и сферы человеческой жизнедеятельности. Основной структурой, которая конституирует (узаконивает) в пространстве и во времени цели и методы трудовой деятельности, является культура.