Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу, такую как вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылавшие угли. А работу творческого характера, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники.
Афиняне жили насыщенной общественной жизнью, поэтому большую часть времени они проводили вне дома, переходя туда лишь ко сну. Дом делился на женскую и мужскую половину. Центральным помещением мужской и женской половины был зал, где устраивали пиры.
Агора – главная площадь Афин (рис. 2). По утрам, в рыночные часы, здесь было многолюдно и шумно. Торговцы стоя зазывали покупателей. В одном месте рынка покупали сыр, в другом овощи, в третьем нанимали повара для званого обеда. Особое место было отведено для торговли рабами. На торговую площадь шли только мужчины, женщины редко совершали покупки. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, слуг. Слуги за щекой держали деньги (монеты, драхмы), потому что тогда еще не было кошельков, и расчищали для господина путь. За порядком следили смотрители рынка, их выбирали по жребию. Окончив дела, отправив слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями; обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики храмов, представлявшие собой тенистые проходы под крышей, поддерживаемой колоннами.
В VIII–VII веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников, город превратился в крупнейший центр ремесла и торговли. Однако район гончарных мастерских, Керамик, не вызывал восторг. В нем были узкие улочки, глухие стены домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и выбрасывали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создавшие великолепные расписные вазы. Вазы украшали чернофигурным (рис. 1) и краснофигурным рисунком. По красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком, и наоборот, где был рисунок, не наносил лак, сохраняя красноватый цвет, а покрывал остальную часть вазы. Расписные вазы были дорогие, но изготавливали и более дешевую посуду: сосуды с двумя ручками для вена и масла, кувшины для воды, чаши.
В другой части Агоры в прямоугольном здании почти ежедневно собирался совет пятисот, который избирался по жребию из числа афинских граждан. Они следили за пополнением казны, строительством военных кораблей и храмов.
Афиняне не представляли жизнь без каждодневных посещений Агоры.
Повсюду в Афинах был виден Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины. Моряки, подплывавшие к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченный шлем и наконечник копья.
Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась нарядная толпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа небольшим храмом богини победы Ники. На вершине Акрополя перед ними открывался вид на храм богини Афины – Парфенон. Это самое прекрасное творение греческих строителей. Храм сооружен из мрамора, окружен со всех сторон колонами (рис. 3).
Внутри находилась статуя Афины – творение Фидия. В основном статуя была выполнена из дерева; одежда, щит и шлем были сделаны из золота; лицо, шея, руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.
На том месте, где по преданию состоялся спор Афины и Посейдона, находился храм Эрехтейон (рис. 4). В одном из его портиков вместо колонн стояли кариатиды – каменные фигуры девушек.
Посещение Агоры и Акрополя производило большое впечатление. Недаром считали, что город Афины по красоте превосходит все остальные города.