Легко…. Только коротко не получится J. Сделай в виде таблицы.
Внутренняя политика Александра 2
Земская реформа 1 января 1864 г.
(«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»):
1)
Правом голоса пользовались только мужчины
2)
Избиратели делились на три курии: земледельцы,
городские избиратели, выборные от сельских крестьянских обществ
3)
Земские органы делились на распорядительные и
исполнительные
4)
За законностью действий земств следил губернатор
5)
Материальной основой деятельности земств –
специальный налог на недвижимое имущество
Судебная реформа ноябрь 1864 г.:
1)
Равенство всех сословий перед законом;
2)
Гласность суда;
3)
Независимость судей;
4)
Состязательность обвинения и защиты;
5)
Выборность некоторых судебных органов.
Военная реформа:
1)
Реформирование военно – учебных заведений:
военные гимназии – общеобразовательная подготовка; военные училища –
профессиональная подготовка.
2)
Создавались юнкерские училища – для лиц, не
имевших среднего образования
3)
Создание военных профгимназий
4)
Совершенствовались программы высших военных
учебных заведений
5)
Была открыта Военно – юридическая академия (1867
год)
6)
Была открыта Морская академия (1877 год)
7)
Изменился порядок пополнения армии: вместо
рекрутских наборов, вводилась всесословная воинская повинность
8)
Изменился срок службы – для лиц, получивших
образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет до 6 месяцев
9)
Были отменены телесные наказания
10)
Улучшено питание
11)
Расширялась сеть солдатских школ
12)
Происходило полное перевооружение армии и флота.
Реформы в области просвещения:
1)
Положение о начальных народных училищах (июнь
1864 г): создание начальных школ различных типов- государственных, земских,
церковно-приходских, воскресных (срок обучения 3 года)
2)
Основной тип учебного заведения - гимназии (с
ноября 1864 г) разделялись на классические и реальные. Классические готовили
молодежь для поступления в университеты. Выпускники реальных гимназий могли
продолжать учебу в технических высших учебных заведениях.
3)
Появились женские гимназии
4)
Утверждение нового Устава для университетов в
июне 1864 г., согласно которому руководство университетом поручалось совету
профессоров. Они назначали ректора и деканов, утверждали учебные планы, решали
финансовые и кадровые вопросы.
Внутренняя политика Александра 3
Основными целями стали:
1) Укрепление авторитета самодержавия;
2) Искоренение революционных идей и улучшение начал, созданных реформами
Александра II.
Реформы:
1) Земские начальники (1889 год) назначались министром внутренних дел из
местных дворян и осуществляли полицейско-административный надзор за
крестьянами: следили за порядком, сбором податей, могли подвергать крестьян
краткосрочному аресту и телесным наказаниям. Введение земских начальников
укрепило власть правительства на местах.
2) Земская реформа (1890). Понижен имущественный ценз для дворян и повышен
имущественный ценз для не дворян, что увеличило в местном самоуправлении
количество дворян.
3) Городовое положение (1892) повышен имущественный ценз для избирателей, что
увеличило в городских думах количество дворян и крупной буржуазии. Все решения
думы утверждались губернатором и только после этого вступали в силу.
4) Судебная реформа: повышен имущественный ценз для кандидатов в присяжные
заседатели, что усиливало положение дворян и буржуазии, из ведения суда присяжных
изымались все политические дела, ограничивалось гласность судебных заседаний.
5) Печать – усиление цензуры, ряд изданий были закрыты.
6) Университеты – ректоров и профессоров назначат правительство, увеличена
плата за обучение, за поведением студентов надзирает особая инспекция,
ограничен прием детей из недворянских семей.
7) Административные реформы – правительство в любой момент может объявить
чрезвычайное положение, во время которого приостанавливается действие всех
гражданских свобод и власть переходит к военным. Местные власти могут высылать
из губернии подозрительных и неблагонадежных лиц, предавать их военному суду,
закрывать учебные заведения и органы печати.
8) Национальные окраины – ограничены в правах представители других религий и
национальностей, евреям запрещено проживать внутри черты оседлости и в
столицах. На национальных окраинах проводится активная политика по русификации.
9) Крестьянство: все помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп
земли, понижены выкупные платежи. Крестьяне кредитуются через Крестьянский
банк. Отменена подушная подать, оказывается помощь в переселении крестьян в
Сибирь.
10) Рабочие – заложены основы трудового законодательства, регулирующего
отношения между рабочими и владельцами фабрик: запрещен труд детей моложе 12‑ти
лет, создана «фабричная инспекция» надзирающая за соблюдение законодательства,
запрещен ночной труд детей и женщин, ограничена сумма штрафов и
продолжительность рабочего дня 11 часами.