С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин
России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже
знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и
социально-экономические права (право на собственность, свободный труд,
образование, охрану здоровья и др.), политические права (право на
объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть
избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную
неприкосновенность, право на свободу передвижения и др.), а также
свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации. Достигнув
18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с
тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка,
непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти
вправе снизить брачный возраст. Полная правоспособность предполагает не
только возможность использовать права, но и необходимость выполнять
определенный круг гражданских обязанностей. В соответствии с
Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов
страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18
лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная
уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и
культуры. Обязательным является получение основного общего образования.
Долгом граждан России является защита Отечества. Законом предусмотрено,
что призыву на военную службу подлежат мужчины - граждане Российской
Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение
или отсрочку от призыва на военную службу. Обретение всей полноты прав и
обязанностей меняет положение молодого человека и существенно расширяет
его возможности. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей
(сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами
досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при
сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.)
появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член
политической партии, родитель, участник одной из общественных
организаций и многие другие. Однако в юности, как отмечают психологи,
многие из новых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы
примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать,
пробовать. И старшие поколения как бы резервируют за молодыми "право на
ошибку", на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие:
"Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза", "Молодо-зелено -
погулять велено", "Молод бывал - и со грехом живал". Но такая широта
выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в
обществе сравнительно недавно. В прошлом переходный период от детства к
взрослости был существенно короче. На протяжении многих веков опыт,
накопленный старшими поколениями, передавался молодежи путем включения
ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень
рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась
посильная работа. Младшие в семье учились не столько "говоря и слушая",
сколько участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и
даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и
самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным
делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак.
Подготовка к супружеству регулировалась родственниками. Нередко браки
заключались через посредников - свах: зная "подходящих" (по
материальному положению, происхождению) кандидатов, они за
соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак. В нынешних
условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих начинается довольно
поздно: удлинился период учебы, профессиональной подготовки молодежи,
немало и тех, кто откладывает на будущее и создание собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis -
младенческий, детский)