Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику своих предшественников по
закреплению колонов за их землёй, при этом сильно возросли
налоги, так как государству нужны были средства на
восстановление империи после 20 лет гражданских войн, также
Константин развил бурную строительную деятельность, что также
требовало дополнительных затрат. Для удобства сбора налогов
он ввел единую денежную единицу. При Константине продолжилась
дальнейшая варваризация армии, в римской армии теперь служили
германцы, славяне, представители других народов, получавшие
римское гражданство, а вместе с ним и доступ к важнейшим
должностям в империи. Константин провел административную
реформу: вся территория огромной империи была разделена на
четыре части – Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые
делились на более мелкие административные единицы.
При Константине христианство стало обретать статус
государственной религии: миланским эдиктом 313 года
христианам было разрешено строить храмы и открыто молиться.
Сам Константин стал христианином только на смертном одре. В 325
году на Никейском соборе епископы разных городов
договорились о единых правилах для всех христиан: как
правильно молиться Богу, когда отмечать христианские
праздники Рождество Христово и Пасху, определили, какие книги,
написанные об Иисусе считать священными. Эти книги составляют
вторую часть Библии – Новый Завет. Епископа города Рима стали
титуловать папой, первым епископом Рима
был апостол Петр.
Самым безопасным местом империи была ее восточная часть. Сюда,
на место древней греческой колонии Византий, расположенной
на берегу пролива Босфор, в 330 году была перенесена столица
империи, названная в честь императора – Константинополь. Старые постройки по приказу императора снесли, а
вместо них построили жилые дома и дворцы, водопроводы, термы,
театры, цирк. В новой столице возводились христианские храмы.
Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить
Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли
красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и
храмов.
Константина можно назвать первым христианским
императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан.
Язычество отошло на второй план. Историки христианства,
восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином
Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог
остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской
империи рассматривается как «христианская»