Вот вам кусок моей выпускной работы
С самого начала зарождения индийского общества религия
играла существенную роль, вся жизнь индийца была пронизана религией.
В ранний период религия, подобно другим сторонам
жизни, отличалась простотой. В почитании были различные силы и явления природы.
Все, что воспринималась как живая сила, обожествлялось. В более поздний период
в духовной жизни происходят значительные изменения. Религиозная мысль перешла в
ритуалистическое, философское и аскетическое направление. Важное значение в
жизни древних индийцев занимал культ предков.
Упадок буддизма совпал с другим важнейшим событием в
истории индийской религии и культуры - возрождением индуизма, хотя многие черты
этого учения и культа никогда не исчезали.
Религиозная жизнь индийцев сильно повлияла и на
общественные отношения и на культурное наследие этой страны.
В современной Индии с почтением относятся к культурному
религиозному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и
не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в
общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой
цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в
мире, “страной мудрецов”.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в
тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. С самого начала
зарождения индийского общества религия играла существенную роль, вся жизнь
индийца была пронизана религией.
В своей работе я расскажу о трех наиболее распространенных в
Индии религиях: Ведизм, Индуизм и Буддизм. Так же влиянии этих религий на
культуру этой древней цивилизации. Ведизм не был общеиндийской религией, а
процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар.
Для ведизма характерным было
обожествление природы как целого и отдельных природных и социальных явлений.
Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед
разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между
ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. Строгой
иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли
его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба,
солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы,
реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ.
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый
этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии. В индуизме на
первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов.
Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это
управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных
законов, деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог
охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Индийцы считали, что индуистом нельзя
стать им можно только родится.
Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм.
Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году. К 40 годам он
достиг просветления и стал называться Буддой. Будда реальное историческое лицо
- это факт.
Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о
спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь
следуя определенным заповедям.. Буддизм не признавал существование бога творца
от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех
земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность
отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир,
уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны. Религиозная жизнь индийцев
сильно повлияла и на общественные отношения и на культурное наследие этой
страны.
Религиозная архитектура
этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными
сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Были разработаны приемы иконографии,
разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и
индуистская иконография