Пифагорейцы ввели понятие «Космос», которое мы обычно переводим как космос. Но изначальное значение этого слова — упорядоченная природа или процесс всех областей существования, от материи и разума до Бога, а не только физический мир, который соответствует сегодняшнему употреблению слова «космос» или «вселенная».
Поэтому я хотел бы определить этот термин заново: Космос содержит космос (или физиосферу), жизнь (или биосферу), душу или разум (ноосферу) и божественное (теосферу или область божественного).
Мы можем заинтересоваться тем, что же происходит, когда материя становится жизнью, или космос становится биосом, но, как замечает Франсиско Варела, автопоэзис (или саморазмножение) происходит только в живых системах. Его нет в физиосфере, но оно есть в биосе. Это существенное и глубокое возникновение — нечто удивительно новое, и я прослеживаю несколько типов таких глубоких трансформаций, или возникновений нового, в процессе эволюции Космоса.
Многие космологии основаны на материальной предпосылке: физический космос представляется в них наиболее реальным измерением, а все остальное объясняется по отношению к этому материальному плану. Но насколько же это жестокий подход! Он разбивает весь Космос о стену редукционизма, и все области, за исключением физической, медленно умирают прямо на наших глазах.