1. Томас Карлейль о причинах Революции
Карлейль очень по вкусу современной пост-советской бюрократии. Поэтому, она переиздает его книгу, "Французская Революция" в 1991 году - памятный год прихода Бориса Ельцина и "либеральных реформаторов" типа Егора Гайдара к власти. Почему же Карлейль так пришелся по вкусу этой архи-реакционной братии? В общем, Карлейль не поднимается до уровня науки, что значит в первую очередь делать предположения о причинах событий. Карлейль - это литератор-морализатор.
Философия истории у Карлейля, его понимание глубинной причины Французской революции отображено в следующем параграфе: "Друзья мои! Виноват во всем каждый негодяй, будь то вельможа или чистильщик сапог, который, мошеннически притворясь деятельным и энергичным, совершенно никакой деятельности не обнаружил - нельзя же считать деятельностью регулярный прием пищи. Бездеятельность и ложь (знайте же, что ложь не исчезает бесследно, но, подобно брошенному в землю зерну всегда приносит плод), накапливаясь со времен Карла Великого, т.е. вот уже тысячу лет, давно ждут, когда наступит день расплаты..."
Весьма интересно узнать у автора: каким же образом чистильщик сапог может "мошеннически притворяться деятельным и энергичным", совершенно никакой деятельности не обнаруживать? Как это может делать вельможа, который тратит свое состояние на прожигание жизни, в то время как крестьяне округа на него работают - это понятно. Как может бюрократия притворяться деятельной и "выполнять и перевыполнять" свои бумажные обязательства, свои труды по передвижению стопок бумаги - это нам тоже понятно. Но вот как чистильщик сапог может притворяться деятельным, когда ему клиент должен заплатить после окончания его услуг, заплатить по результату - вот это остастся для нас загадкой. Как видно автор пытается затушевывать паразитизм современных лендлордов и городской буржуазии теорией что якобы все классы общества так или иначе причастны к "видимости деятельности"; виноваты в Революции (!) все "ленивые люди".
Стоять на такой позиции - это значит во-первых стоять на контр-революционной позиции, ибо Революция видется как некое зло. Во-вторых, это значит игнорировать основные факты истории; например, в "Исповеди" Жан Жака Руссо мы видим крестьянина который прячет свой хлеб и другие продукты от первого встречного, т.к. боится собирателя налогов. Это система очень похожая на вымогательство современных нам советских чиновников.
Итак, обобщая "пафос" нашего английского автора, скажем только что главной причиной революции для него является праздность и паразитизм, ложь и лицемерие всех "людей", вне их классовой принадлежности. Что касается более существенных причин Революции, то Карлейль только отмечает финансовое банкротство государства, но опять же причиной этому все те же моральные качества о которых речь шла выше: "духовное банкротство наступило уже давно, но оно перешло в банкротство экономическое, и стало невыносимым."