Сочинение по картине В. Фельдмана "Родина".
Может ли
быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить
себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что
человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детства,
юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи?
Картина,
на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку
прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо
"Родина". Случайно ли это? Что хотел подчеркнуть этим названием
художник?
Сюжет
картины В. А. Фельдмана безыскусен, прост. На полотне изображен солдат -
очевидно, что он только вернулся в родные края. Простой пейзаж - несколько
черно-белых березок, которые так милы русским писателям и художникам, да небольшая
деревенька внизу - несколько деревянных домиков с простирающимся за ними серым
перепаханным холстом поля. Простой русский парень, только что вернувшийся с
фронта, одет в серую солдатскую шинель, на плечах - военный вещевой мешок.
Русые волосы треплет ветер, а на лице застыло странное выражение. В глазах его
можно прочитать радость и грусть, боль и восторг одновременно. Радость -
вернулся домой, остался жив, смог, дошел; грусть - живы ли родные, здоровы ли
они? как там друзья, с которыми еще недавно шел в бой, с которыми делил простые
радости и невзгоды фронтовой, казарменной жизни?
Композиция
предельно проста. Плана только два - передний, на котором изображен солдат, и
задний - фоновый. Центр композиции - солдат, прижавшийся к березке, - несколько
сдвинут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане
располагается второй по значению смысловой сюжет картины - поле и домики.
Полотно поделено горизонтом приблизительно на две равные контрастные по цвету
части. Верхняя часть - безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками
небо. Нижняя часть холста - рыжая высохшая трава. Казалось бы, такое четкое
разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит. Светлые силуэты
голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж,
голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна.
Картину
нельзя назвать слишком яркой, палитру художника - насыщенной, это было бы
неправильно. Преобладают несколько затемненные цвета - грязновато-желтый тон
осенней травы, серо-голубой оттенок неба, серо-зеленая шинель солдата.
Несколько выделяющихся пятен - выделяющихся не за счет яркости красок, а из-за
их насыщенности, из-за глубины цвета. Рыжая крыша одного из домиков, фиолетовые
ставни другого. Теплый коричневый цвет стен избушек. Немного сероватой зелени
полей и темно-синяя полоса на горизонте. Картина передает настроение хмурого,
неяркого, прохладного дня. Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да
натруженные, уставшие руки обнимают шершавый древесный ствол.
Несколько
слов необходимо сказать о выборе эпиграфа. Он не случаен, а закономерен и
словно переплетается с настроением картины. Герой полотна, всматривающийся
вдаль, в сторону своей родной деревни, полей и лесов, напоминает лирического
героя стихотворения:
Как
захожий богомолец,
Я смотрю
твои поля.
А у
низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Также как
и герой стихотворения, солдат на картине любит свою родину такой, какая она
есть. Пусть небросок пейзаж, нерадостно низкое холодное небо и тонкие красавицы
березы не звенят на ветру своими листьями. Пусть неярки краски, среди которых
преобладает серый, пусть дома-хатки небогаты - эти картины с детства знакомы и
любимы как стихотворному персонажу, так и солдату. Да и нельзя не любить их,
несмотря на блеклость и неяркость, ведь это - Родина