Все, что нас окружает,
можно мысленно разделить на две большие сферы: все, не созданное
человеком (естественное) и все, им созданное (искусственное). Первую
сферу мы, как правило, называем природой, а вторую — культурой.
Как известно, культура, в свою очередь, также делится на две большие
группы: материальную и духовную. Духовная культура существует в
различных видах, или формах, из которых основными являются наука,
религия, искусство и философия. Эти формы духовной культуры сходны между
собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на
бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homo
sapiens), со времени появления на земле не устает себе задавать; а
различие между ними заключается в том, что они исследуют различные
объекты и используют разные методы.
Так, предметом науки является, как правило, естественный (природный,
физический) мир, осваивая который, она стремится к высокой степени
точности своих знаний, полагает необходимым все доказывать, а также
экспериментировать, все глубже проникая в тайны природы, и извлекать из
этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.
Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний,
божественный) мир, который, с ее точки зрения, реально существует и
определяет все земные события. Понятно, что в этом мире, в отличие от
естественного, ничего не поддается эксперименту, а значит, невозможно ни
доказать, ни опровергнуть его существование. А что же тогда возможно?
Только бездоказательная вера: произвольно, свободно, в силу одного
только нашего желания верить в реальность Бога, бессмертной души и
вечной жизни. Итак, религия, в отличие от науки, обращена не на
естественный, а на сверхъестественный мир, и базируется не на
доказательстве, а на вере.
Предметом искусства является внутренний, эмоциональный мир человека. В
отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие
от религии не призывает во что-либо безусловно верить. Оно базируется
на выражении и передаче через художественные образы человеческих чувств,
настроений, переживаний.
Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается
какой-либо одной сферой реальности и пытается охватить и естественный, и
сверхъестественный и внутренний, эмоциональный мир человека. При этом в
качестве средств освоения этих миров она признает и доказательное
знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство, отличаясь, как
видим, от других форм духовной культуры более широким масштабом.
Вернемся к науке, которой посвящены данные лекции. Как уже было сказано,
наука — это одна из форм духовной культуры, которая направлена на
изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое
определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука
представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение
естественного, или природного, мира, тогда получается, что гуманитарные
науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их
изучения