Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие
по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги
друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным
противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и
звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей,
опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве
труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить
ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или
поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и
выбьет его из седла.
Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.