«Счастье» городничего и его бесславный конец. Мы уже знаем о городничем и чиновниках, а вместе с тем и о самодержавно-бюрократическом строе России, погрязшем в мошенничестве, плутовстве, казнокрадстве. Изменения, произошли и в городничихе: она чувствует свое превосходство над другими - благодаря именно ей Хлестаков женится на Марье Антоновне, и теперь она будет важной петербургской дамой. Спесь так и выпирает из каждой ее реплики. Слова о счастье невесте и ее родителям, благополучии и т. п., которые обычно раздаются в свадебный день, в данном случае говорят о фальши, лицемерии и зависти тех, кто их произносит. Об этом свидетельствуют реплики «в сторону» Земляники, Ляпкина-Тяпкина, жены Коробкина и других, а также речь Хлоповой. Каждый думает о своей выгоде, покровительстве, протекции. И когда страсти у всех накаляются под воздействием эмоциональной речи Анны Андреевны и чиновники видят городничего в чине петербургского генерала, Гоголь резко снимает это эмоциональное напряжение сообщением почтмейстера: «Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор».
Городничему, которому и раньше везло и он получал «спасибо» после ревизии, на этот раз повезло еще больше - он становится тестем, якобы породнившись с высокопоставленным лицом. «Постой же, теперь же я задам перцу!..» - думает он. Все осталось по-прежнему: произвол, взятки, насилие и дальше будут процветать в этом городе. Ревизор ничем не помог обездоленным и угнетенным. Но в той ситуации, в которую поставил Гоголь своих героев, значительно глубже раскрыли свое нутро чиновники. «Пресмыкаясь перед «пустышкой», «фитюлькой», они выявили свою собственную суть с еще большей наглядностью, чем это случилось бы при столкновении с подлинным ревизором» .
В «Отрывке из письма» Гоголь указывал: «Испуг каждого из действующих лиц непохож один на другой, как непохожи их характеры и степень боязни и страха... Иным образом остается поражен городничий, иным образом поражена, жена и дочь его. Особенным образом испугается судья, особенным образом попечитель, почтмейстер и пр. и пр. Каждый мимически продолжает свою роль...». Такое оцепенение вызвано неожиданным сообщением о приезде ревизора. Чиновники к этому времени уже успокоились, уверовав, что обманули ревизора, при бывшего инкогнито, и вдруг узнают: то был не ревизор, а настоящий ревизор прибыл вот сейчас. И конечно, было от чего онеметь. Гоголь осмеивал не личные пороки Сквозника-Дмухановского, жизнь маленького уездного городка, а «правила жизни и веры», характерные для чиновников того времени всей самодержавно-крепостнической России. Узнав о приезде настоящего ревизора, они вновь будут стремиться выйти сухими из воды, уйти от ответственности за содеянные преступления. Многое будет зависеть от того, кто приехал. Именно этим будут руководствоваться они, определяя, какие меры следует принять и какие формы использовать - традиционные или новые, чтобы задобрить ревизора. Каждый будет думать только о себе.
Можно предположить, что приедет честный чиновник, и зло будет наказано. Но нельзя должны забывать, что наказание будет в одном небольшом уездном городишке, а бюрократизм, взяточничество, казнокрадство и другие пороки самодержавно-крепостнического общества останутся во всей России, т. е. в империи ничего не изменится.