До Великой Октябрьской социалистической рево- люции в Кабарде и Черкесии существовали только грунтовые дорога и горные тропы. В этих условиях выработались соответствующие средства передвижения и перевозки тяжестей.
Наиболее распространенным средство!^ передвижения была верховая лошадь. Местные седла хорошо приспособлены для езды в горах и поэтому быстро распространялись среди казачества на Северном Кавказе. Такое седло представляет собой деревянный остов-ленчик с высокими луками, между которыми укладывается толстая кожаная подушка, имеющая форму четырехугольника с округлыми углами и вдавлинами на каждой стороне. Седло снабжено тебеньками — четырехугольными кусками толстой кожи, предохраняющими ноги седока от лошадиного пота. По горным тропам тяжести перевозили на лошади вьюком, для чего употребляли ковровые переметные сумы (хурджины), покупавшиеся чаще вюего в Дагестане. Переносили тяжести и на спине в заплечных мешках из козлиной или овечьей шкуры. Для перевозки сена в горах употреблялись деревянные сани. Тяжести перевозили на деревянной двухколесной арбе, в которую запрягали пару волов. Под влиянием русского населения в начале XX в. широко вошла в быт более удобная и вместительная «бричка» (по местной терминологии) в виде длинной четырехколесной телеги, запрягаемой парой лошадей.
В советское время произошел полный переворот в дорожном строительстве. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии сейчас почти нет селения, куда бы не могла пройти автомашина. Всюду проведены автомобильные дороги, лучшими из которых являются шоссе Пятигорск — Нальчик — Орджоникидзе и Пятигорск — Черкесск, соединяющие Черкесск и Нальчик с Пятигорском и Орджоникидзе. На трассах этих шоссе или в непосредственной близости от них раположен ряд районных центров.
Широкое развитие в республике и в области получил автомобильный транспорт. Связь с районами осуществляется автобусами. В колхозах и совхозах основные грузы перевозят на автомашинах. Многие семьи имеют свои (Мотоциклы или автомашины.
Наряду с автотранспортом, ставшим господствующим средством передвижения, употребляются телеги и линейки, запряженные лошадьми, а также арбы, в которые запрягают волов. Арбы чаще всего встречаются на горных дорогах. Не исчезла т быта и верховая лошадь. Наибольшее значение она имеет в горах при выпасе скота и его перегонах, когда стада сопровождаются верховыми пастухами. Сохранилась, особенно в горных районах, транспортировка грузов на ослах, главным образом в личном хозяйстве колхозников.
Железнодорожная ветка от г. Прохладного до Нальчика соединяет столицу Кабардино-Балкарской республики с основной северо-кавказской магистралью. В Карачаево-Черкесии в 1927 г. построена железная дорога, связавшая Черкесск с Невинномысском.
Нальчик связан с * Пятигорском и Орджоникидзе, а через них и со всем Советским Союзом регулярными рейсами самолетов. В летнее время при помощи самолетов осуществляется связь Нальчика с горными и Золь- скими пастбищами. Значительное развитие получила гражданская авиация и в Карачаево-Черкесии.
Селения и жилища
Принято считать кабардинцев и черкесов «горскими народами». Однако этот термин можно применять к ним, как и к адыгейцам, лишь условно. Кабардинские и черкесские селения располагаются в степях и предгорьях. Поэтому они совершенно не отвечают установившимся представлениям о горских аулах и резко отличаются, например, от селений народов Дагестана, тип жилища которых складывался в условиях горных районов.
Кабардинские и черкесские селения (къуажэ) в первой половине XIX в. представляли собой небольшие группы беспорядочно раскиданных усадеб, окруженных плетнем или канавой. Около усадьбы феодала группировались усадьбы подвластных ему уорков и крестьян. К усадьбам примыкали огороды и поля. Селения время от времени переносились на другое место. Это было связано с рядом причин — характером земледелия (переложно-залежная система), межфеодальными столкновениями и распрями, нападением врагов извне и др. В 1860-х годах в результате проведения земельной реформы были укрупнены кабардинские селения, что имело также целью облегчить управление и надзор за «беспокойными горцами». 116 мелких селений Кабарды были объединены в 39 крупных аулов. При объединении старые названия селений часто сохранялись в названиях кварталов.
Усадьба (пщ1ант1э) крестьянина среднего достатка состояла из просторного двора, обнесенного плетнем, а в горных районах — низким каменным забором. В глубине двора находился жилой дом. Во дворе располагались отдельная постройка для кухни, навес для хозяйственных надобностей, сапетки для зерна, помещение для лошади, курятники и т. п. К жилому двору примыкал скотный двор с помещениями для скота и приусадебный участок с посевами кукурузы и овощей.