В далекие времена, когда правил Киевской Русью князь Владимир, создавались былины о богатырях, отражавших набеги кочевников и обладавших великой силой, среди этих богатырей был Илья Муромец. Много героев-богатырей в русских былинах, но Илья Муромец — первый среди них.
Илья Муромец — это не историческое лицо, это сам народ, творение народа, отражающее все лучшее, что было в нем самом. Народ верил в своего героя, награждая его своими лучшими качествами. В былинах мы видим мечты и желания народные. Недаром В.И. Ленин писал о фольклоре: «Какой интересный материал... на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных».
Богатырская застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они на конях-красавцах. В средине выделяется своей осанкой и телосложением любимый богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами, на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье. Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой гривы.
Они вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый Алеша Попович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
«Сиднем сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия, растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил. «Говорят калики перехожие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана»...
И стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага понапрасну. А Илья сразу пошел к своему родителю, помочь ему очистить «пал от дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами земли русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идолище поганое, и Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и «нахвальщиков». Сильный и мужественный, он призывает и других богатырей сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
И народ относится к нему в былине ласково, жалея его, когда он был ранен в бою с «нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик», то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы прибыло».