Поэтика былин является разновидностью поэтических форм народного
творчества, складывавшихся в условиях русского феодализма. Особые черты
образности и поэтического языка былевого эпоса обусловливались
исторической сущностью жанра, возникшего на ранних эташге Русского
государства, когда еще сохранялись черты мифологизирования природы и
общества.
С возникновением феодального государства типические представления
предшествующего периода не исчезли, но стали по-новому осмысляться и
подчинились образам, порожденным новой исторической обстановкой. В
результате для былин делается характерным сочетание реальных, имеющих
четкий исторический смысл и обусловленных действительностью образов
(например, образов Киева, киевского стольного князя, средневековых
русских церквей, героических образов деятелей древней Руси и т. п.) с
фантастическими образами, корнями уходящими в дофеодальное мышление
людей (ср. фантастические образы Змея - первоначально чудовища, позднее
синонима врага, поработившего государство; Соловья Разбойника,
воплотившего конкретную силу, разоряющую Русь; одухотворенной природы,
например Непры-реки, вступающей в бой с татарами, морского царя и т.
п.). Ведущими в поэтике былин являются образы, порожденные исторической
действительностью. Таким образом, самая поэтика былин выявляется как
образная характеристика истории Руси до образования Московского
многонационального государства.
Композиционное строение былин в известной мере связано с их
установкой на историю. Былина часто как бы обрамляется так называемым
запевом и исходом. Генетически запев и исход восходят к самостоятельным
мелким произведениям искусства, нередко создававшимся средневековыми
профессионалами-скоморохами, которые разнообразили ими свои выступления.
Присоединенные непосредственно к текстам отдельных былин исход и запев
не получили распространения, так как самые условия исполнения былевого
эпоса в крестьянской среде не требовали их развития.
Запев по своему содержанию не связан с тем, что излагается в былине.
Он представляет самостоятельную картину, предшествующую основному
эпическому рассказу. Таков, например, запев в варианте былины о Соловье
Будимировиче из сборника Кирши Данилова «Древние российские
стихотворения»:
Высота ли высота поднебесная, Глубота глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские х.
Эта великолепная картина Руси, так же как и другие запевы,
подготавливала внимание слушателей и создавала соответствующее
настроение. Помимо того, запев, исполняемый пока слушатели собирались
вокруг певца, давал возможность начать былину уже перед собравшейся
аудиторией.
В отдельных случаях запев тематически сближается с былинным
повествованием. Например, былина о Василии-пьянице начинается запевом,
рассказывающим, как туры пробегают мимо Киева и видят, что на стене
плачет красна девица, сама пресвятая богородица; она знает: быть Киеву
разоренному. Тема запева та же, что и в былине - нашествие татар. Но
запев утверждает - Киев будет разорен татарами; самая же былина
рассказывает об уничтожении татар и о том, как Ба-тыга бежал от Киева и
заклинался, что ни он, ни его дети, ни пну чата никогда не придут на
Русь.