Всесла́в Брячисла́вич (Всесла́в Ве́щий, Всесла́в Чароде́й (белор. Усяслаў Чарадзей ; ум. 14 (21) апреля 1101) — князь полоцкий с 1044 года, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем; а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).
БиографияПравить
Происхождение и необычная приметаПравить
Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын умершего в 1044 году Брячислава Изяславича.
Современникам и потомкам запомнился как «волхв», чародей. «Повесть временных лет» сообщает, что мать родила Всеслава «от волъхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его». Волхвы сказали матери князя: «Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего»; и его Всеслав «носить… и до сего дне на собе; сего ради немилостив есть на кровьпролитье» (следовательно, этот текст написан ещё при жизни Всеслава). Эта цитата толкуется по-разному: «язвено» понимали как родимое пятно, на котором князь носил повязку; по другим данным, Всеслав родился «в сорочке» и носил кожицу (часть плаценты) на себе как амулет.
Покорение прибалтийских народовПравить
Известно, что при Всеславе Брячиславиче Полоцк подчинил себе литовские племена, сохранив там власть местных правителей, но наложил на покорённых обязанность платить дань[2]. Легендарная история первых князей Литвы и происхождения литовской государственности сообщает: «Литва въ ту пору дань даяше княземъ Попотцкьшъ, а владома своими гетманы»[3].
Так же данью были обложены ливы, земгалы, курши, латгалы. В Прибалтике были построены города-форпосты Герцике и Кукенойс, а так же укреплённое городище в деревне Лоск. Это было нужно для того, чтобы контролировать завоёванные территории[4].