В
отношении к миру
Запад
исходит из Бытия; главное внимание —
поиску его субстанции, основы. Возможны
представления о несовершенстве мира,
творчество — удел Бога и человека,
может быть нацелено на разумное
переустройство мира
Восточная
культура исходит из небытия (как
добытия). Главное внимание — структуре
мира, роли его частей. Творчество —
исключительно удел неба и богов.
Господствует убеждение о совершенстве,
гармонии мира, чужда мысль о его
переустройстве
В
отношении к природе
Запад
как бы противопоставляет Человека и
Природу, причем человек повелевает
природой, может изменить ее в соответствии
со своими представлениями о совершенстве
и потребностями, единство человека с
природой возможно через ее изменение,
«подстраивание» к человеку
Восточная
культура ориентируется на нерасчлененность
человека и природы, на их единство на
основе приспособления человека к
природе, когда достоинством человека
является умение человека «вписываться»
в природу, в естественный ход вещей
через самосовершенствование души и
тела
В
трактовке бытийного призвания человека
и ориентации человеческого труда
Гуманистический
подход нацеливает на изменение
(совершенствование) мира и человека
в соответствии с человеческими
представлениями и проектами. Результатом
такого подхода стал феномен социального
проектирования, со времен «Государства»
Платона постоянно пребывающий в
социально-философской и
социально-политической теории в виде
различного рода «проектов» и «моделей»,
периодически реализуемых в ходе
социальных революций (человек —
активен, мир — пассивен). Приоритет
частного труда
Духовная
ориентация — на изменение самого
человека как части мира и некой высшей
духовной субстанции в соответствии
с изначальным (не человеку принадлежащим)
замыслом. (Принцип «недеяния»). Приоритет
коллективного труда