*Свобо́да* — идея
, отражающая такое отношение субъекта
к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами[1]
.
Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела[2]
, а другие, как Шеллинг
, утверждают, что свобода — это способность делать выбор на основе различения добра
и зла
[1]
. Существует и множество других определений свободы
В этике
свобода связана с наличием свободы воли
человека. Свобода воли налагает на человека ответственность
и вменяет в заслугу его слова и поступки["источник не указан 228 дней"]
.
В праве свобода — это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова
, свобода вероисповедания
и т. д.). Категория
свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства
или другого субъекта совершить какое-либо действие. Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий[3]
. Так, в «Декларации прав человека и гражданина
» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[4]
.