Цель: совершенствовать навыки внимательного чтения произведения, при
котором видна динамика характеров героев; совершенствовать умения
работать с текстом и навыки аргументированного цитирования; продолжить
работу над выразительным чтением; воспитывать нравственное отношение к
миру и в частности способность к сопереживанию. Оборудование:
аудиозапись музыки балета С. Прокофьева (сцены бала); опорная схема,
фрагменты которой открываются постепенно. ХОД УРОКА I. Постановка
целей и задач урока (В том числе информация о том, что вопросы
домашнего задания будут обсуждаться в ходе урока.) II. Работа над темой
урока 1. Беседа с классом • Где происходит встреча героев; что даёт
основание заключить, что чувство пришло мгновенно, как удар молнии?(Акт I, сцена 5; прослушивание музыки С. Прокофьева: она сначала
полна величия, но потом появляются диссонансы, и музыка приобретает как
бы истерический характер, характер надрыва. С одной стороны, это ещё раз
подчёркивает «лицо» и «нутро» общества Вероны, а с другой —
предвосхищает нечто легко воспламеняющееся, но чреватое опасным
пожаром.) • Что необыкновенного заметил Ромео в Джульетте, увидев её
впервые (вопрос домашнего задания)? • Каким же мы видим Ромео и Джульетту до их встречи?
Джульетта Д Взрослеет на глазах; Её чувство всеобъемлющее и искренне:
«Моя любовь бездна...» Джульетта Совсем дитя: две недели до 14-летия,
она озорная непоседа, послушная дочь До встречи Друг с другом
Инсценировка сцены в саду (акт II, сцена 2). Как меняются герои под
влиянием нахлынувших на них чувств? Схема дополняется при работе над
текстом; кроме отмеченного в схеме, можно ещё обратить внимание на то,
что сердца влюбленных становятся более чуткими и даже вещими: Ромео
Добра не жду.
Неведомое что-то, Что спрятано пока ещё во тьме, Но зародится с
нынешнего бала, Безвременно укоротит мне жизнь Виной каких-то страшных
обстоятельств. (Акт I, сцена 4) Джульетта О боже, у меня недобрый глаз!
Ты показался мне отсюда, сверху, Опущенным на гробовое дно И, если
верить глазу, страшно бледным. (Акт III, сцена 5) Заполняется Верхняя
часть схемы — «Ромео и Джульетта после встречи» после решения вопроса:
«Что же изменилось в героях? » Учитель. Оба поднимаются до осознания
абсурдности причин, по которым они не могут быть вместе.
Например: Ромео …где в нас гнездятся имена? Я уничтожу это помещенье;
Джульетта Что есть Монтекки? Разве так зовут Лицо и плечи, ноги, грудь и
руки? Красноречивы и взрослость Джульетты в разговоре с отцом (акт III,
сцена 5), и сдержанность Ромео, его бережное отношение к жизни — во имя
любимой (акт III, сцена 1). III.
Подведение итогов урока IV.