В рассказе М. Шолохова «Шибалково семя» все красные казаки изображены как единое целое. Мужчины являются ярыми сторонниками советской власти. Они достаточно жестоки, ведь образ жизни у всех один – война, погоня, битва. Казаки в большинстве своем пренебрежительно относятся к женщинам.
Яков Шибалок – такой же сторонник власти, как и все, и так же держится за свою сотню.
Но этот казак более сердечен, чем его соратники, он обладает острым чувством справедливости и способен сопереживать.
Повествование ведется в сказовой форме. Часто используются диалоги, передающие прямую речь действующих лиц. Благодаря этому читатель ощущает себя на месте событий.
Сам Шибалок необразован, да и язык казаков очень своеобразен, поэтому в произведении множество просторечных слов («отсель, «порепалась», «нехай»). Однако рассказ героя наполнен яркими образами, рождающими цельную картину: «степь голая кругом, как плешина», «лавой идут». В речи Якова Шибалка частотны уменьшительно-ласкательные слова («горюшко», «сынишка», «с маменькой»). Таким образом, через язык повествования читатель видит характер героя. Казак-рассказчик – человек, наделенный добрым сердцем. Но чувство справедливости иногда приводит героя к внутренней раздвоенности: ему приходится расставлять приоритеты между своими эмоциями и нравственными устоями сотни. В итоге Яков Шибалок действует в интересах казачества: убивает предательницу, оставляет ребенка в детском доме, ведь с малышом неудобно вести кочевой образ жизни. Однако на самом деле большую роль играют собственные убеждения: герой хочет обезопасить своего сына, а позже вернуться за ним. Дарья же казнена, так как внутреннее «я» Шибалка не позволяет прощать предательство.
Именно в эпизоде расправы с женщиной раскрывается двойственность отношения казака к насилию. Душа героя милосердна и человеколюбива. Казнь оказывает на казака сильнейшее влияние: «в руках дрожание, ноги подгибаются, и дите… из рук падает». С другой же стороны, по взглядам самого Шибалка и всей сотни, есть вещи, которых прощать нельзя, поэтому насилие как наказание или возмездие необходимо.