Венеция борис пастернак разбор. 1.тема. 2.идея 3.жанр 4.выразительные средства 5.тропы.

0 голосов
147 просмотров

Венеция борис пастернак разбор. 1.тема. 2.идея 3.жанр 4.выразительные средства 5.тропы.


Литература (52 баллов) | 147 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

В Е Н Е Ц И Я.

Я был разбужен спозаранку  

Щелчком оконного стекла. 

Размокшей каменной баранкой 

В воде Венеция плыла. 

Все было тихо, и, однако, 

Во сне я слышал крик, и он 

Подобьем смолкнувшего знака 

Еще тревожил небосклон. 

Он вис трезубцем Скорпиона 

Над гладью стихших мандолин 

И женщиною оскорбленной, 

Быть может, издан был вдали. 

Теперь он стих и черной вилкой 

Торчал по черенок во мгле. 

Большой канал с косой ухмылкой 

Оглядывался, как беглец. 

Туда, голодные, противясь, 

Шли волны, шлендая с тоски, 

И гондолы* рубили привязь, 

Точа о пристань тесаки. 

Вдали за лодочной стоянкой 

В остатках сна рождалась явь. 

Венеция венецианкой 

Бросалась с набережных вплавь. * 

*В отступление от обычая восстанавливаю итальянское ударение - П.1913, 1928 

1.т е м а. Впечатления от Венеции.
2.и д е я. Венеция – полна тайн и возможных скрытых опасностей.
3.ж а н р. Лирический (стихотворение).
4.в ы р а з и т е л ь н ы е  с р е д с т в а.  
     Стихотворение построено согласно взгляду из окна: вид здания напротив или панорама (размокшая каменная баранка), вниз – на канал с торчащим шестом для гондолы, по бокам  - на Большой канал и лодочную стоянку.
    Стихотворение полно скрытых ассоциаций и аллегорий. Венеция издавна символически представлялась в виде рыжеволосой женщины; лирический герой представляет ее реальной оскорбленной незнакомкой. Для него Венеция и венецианка нераздельны. Венеция, как венецианка, бросается "с набережных вплавь",  так как и набережных часто нет: вода заливает пороги домов.
    Упоминая о Скорпионе, автор намекает, что знак Скорпиона очень подходит Венеции. Это знак стоячей воды, властный, жестокий, противоречивый, знак любви, страсти, тайны и смерти.
    Основное выразительное средство – олицетворение. Приснившийся крик тревожит небосклон,  висит, как трезубец. Мандолины стихли. Большой канал, убегая за поворот, оглядывается. Волны голодные, тоскующие, шлендают (слоняются) и сопротивляются. Явь – рождается, постепенно стряхивая с себя сон.
    Венеция Пастернака – звучит, хотя многие звуки уже смолкли: крик, мандолины. Но названы их источники, поэтому мозг их тут же рождает. Слышен скрип гондол, плеск волн.
5.т р о п ы. Метафора – Венеция, с ее изогнутыми вдоль каналов улицами, с осыпающейся от сырости штукатуркой домов, представляется размокшей каменной баранкой. Носы гондол сравниваются с холодным оружием – тесаками. Смолкнувший крик - с увязшим во мгле трезубцем Скорпиона: только черенок торчит. (А острия, надо полагать, в теле жертвы).  
Эпитетыкаменная баранка, смолкнувший знак, стихнувшие мандолины, черная вилка, голодные волны, косая ухмылка
Сравнение – канал, как беглец, крик – подобие знака.

     Стихотворение Бориса Пастернака не имеет набивших оскомину восторженных описаний. Надо сказать, что поэт значительно переработал в 1928 это стихотворение, написанное в 1913г ( через год после посещения Венеции). Оно стало короче и стройнее.  Но Венеция в нем, как и в первоначальном варианте, – такая, какая она есть: необычная, полная истории, живущая своей жизнью, имеющая как парадную сторону, так и скрытую.
Приложение: 1. "Размокшая каменная баранка" .2. "Тесаки"гондол. 3. Венеция бросается с набережных вплавь. 4. Большой канал "с косой ухмылкой оглядывается"

image
image
image
image
(114k баллов)