своему жизненному призванию, богатству и бедности. А эти сдвиги в
сознании, в свою очередь, стимулировали производство и торговлю, изменили
отношения собственности и распределения, повлияли на другие стороны жизни. В
результате появилось новое общество. Вебер показал, как нравственные нормы,
которые проповедовал протестантизм, освобождали энергичных, предприимчивых
людей от обвинений в торгашестве, жульничестве; более того, в рамках
протестантизма предпринимательство стало рассматриваться не только как
законное, но и как угодное Богу занятие. Не случайно именно в эту эпоху
появляются жизненные правила, выражающие "дух капитализма": "Помни, что
время -- деньги", "Помни, что деньги по своей природе плодоносны и способны
порождать новые деньги", "Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт
кошелек других". Таким образом, мы можем определить цивилизацию как
социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему
основных духовных ценностей.