Государство в Византии было тесно связано с церковью. В Византии существовало право, фундаментально основанное на римском праве. Но так же из-за сильнейшего влияния церкви, права опирались на различные священные писания и пр, так как церковь стремилась объединить церковные права и государственные. Нормы церковного канонического права служили регулятором некоторых аспектов общественных отношений, некоторые из доктрин стали фундаментальной основой правовых институтов, закрепленных в нормах светского законодательства. То есть в Византии действовало сложное соотношение принципов римского права, догматов религии и правовых традиций (иногда достаточно развитых). Особенностью византийского законодательства было нормативное закрепление общих принципов права как средство нормативного регулирования. В 534 г. Юстиниан запретил язычникам вести преподавание, часть прежних школ после этого стали закрываться. Университеты остались лишь в Риме, Константинополе и Бейруте.
Во главе государства стоял император. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти с явным приоритетом светской власти.