В обязанности Баха на новой полученной им должности («директор камерной музыки») входило руководство капеллой и совместное музицирование с принцем. А все свободное время Бах отдает сочинению новой музыки.
В Кетене жизнь Баха (с 1717 по 1723 годы) протекает спокойно до смерти его жены в 1720 году. От этого брака у него остаются четверо детей, и через год Бах женится второй раз. Его спутницей становится музыкально одаренная и долгие годы преданная ему Анна Магдалина Вилькен.
«Веймарский период» творчества Баха связан преимущественно с органной музыкой духовного свойства, но в Кетене композитор обращает внимание и на камерные жанры. К его «Кетенскому периоду» относится множество произведения для виолончели, скрипки, ансамблей и предшественника фортепиано – клавира.
В искусстве клавирной пьесы Бах становится настоящим новатором, расширив исполнительские возможности инструмента, разработав собственную виртуозную технику игры и «углубив» несколько поверхностные музыкальные образы, традиционно свойственные клавирной музыке. В Кетене созданы его английские и французские клавирные сюиты, двух- и трехголосные инвенции, «Хроматическая фантазия и фуга» и первый том знаменитого «Хорошо темперированного клавира».
Свои «бранденбургские концерты» (всего их было шесть) Бах заканчивает в 1721 году. Их название связано с местностью, где проживал некий граф, заказавший эту серию концертов для своего оркестра. Концерты построены на противопоставлении общего оркестрового звучания нескольким солирующим инструментам.