Шиллер Фридрих (1759—1805) - немецкий поэт, философ и эстетик. Взгляды Шиллера складывались под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения «Бури и натиска». Шиллер приветствовал французскую революцию, но позднее разочаровался в ней. Драматургия (пьесы «Разбойники», «Коварство и любовь», которую Энгельс назвал «первой немецкой политически-тенденциозной драмой», и др.) и философская лирика Шиллера проникнуты гуманизмом, ненавистью к произволу и отличаются глубиной изображения чувств и характеров. В 90-х гг. Шиллер стал сторонником философии и эстетики Канта, но не во всем следовал за этим мыслителем (например, критиковал формализм кантовского категорического императива). Рассматривая искусство как средство формирования гармоничной личности, свободно творящей добро, Шиллер считал, что только искусство помогает человеку обрести подлинную свободу. Хотя требование свободы у Шиллера и носило чисто духовный характер, оно было формой протеста против феодальных порядков. Основные философские сочинения: «Философские письма» (1786), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1796).
Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. В творчестве Гёте появляется образ бунтаря, "бурного гения", протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему. Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа "просвещенной монархии", осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка.
Уильяма Хогарта можно по праву назвать одним из основоположников нового расцвета английской живописи. Огромное влияние на его творчество оказали идеи философов Просвещения, основной мыслью которых было воспитание человека нравственного путем приобщения к художественному творчеству в том числе. Он активно боролся за утверждения реализма и идей гражданственности в искусстве. В своем теоретическом трактате «Анализ красоты». Художник выдвигал положения демократической эстетики реализма. Он резко осуждал лживую льстивость шаблонных светских портретов, приветствовал бытовую живопись, основанную на непосредственном наблюдении и раскрывающую сущность жизненных явлений.