Гаев и Раневская, чье время безвозвратно уходит, чей мир рушится, когда все для них“враздробь пошло”, не пытаются бороться за свое имение, спасти себя от разорения и обнищания, наконец, противостоять буржуазии, которая господствует в обществе и получила власть благодаря деньгам. Герои эти стараются уйти от решения проблем, надеются, что все решится как-то само собой, легкомысленно воспринимают свое положение. Так, Раневская, когда Лопахин пытается объяснить ей, как сохранить имение и спасти вишневый сад, говорит, что “с ним (Лопахиным) все-таки веселее”, а Гаев не предпринимает никаких решительных действий, а лишь"обещает “придумать что-нибудь”. В произведении вообще отсутствуют какие-либо конфликты, борения идей, мнений, столкновения характеров, что делает пьесу максимально приближенной к повседневной жизни, “где люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви, говорят умные вещи”, где не бывает слишком острых конфликтов и трагедий.. . Раневская и Гаев — неплохие, добродушные люди. Но они уже отжили свой век, это ощущается в их поведении, в речи. Они сентиментальны, но не энергичны, не способны действовать, не могут разумно решать свои дела, беспомощны, никому не нужны, они лишние в жизни, «не успели вовремя умереть» , по замечанию Горького. Чехов все время показывает несоответствие между их словами и делами. И Раневская, и Гаев проливают слезы, жалея о вишневом саде, где прошло их детство, они не представляют себе жизни без него. Но г вот имение продано, и бывшие хозяева уезжают, быстро примирившись с его утратой. Оказывается, никакой трагедии не произошло. Очевидно, не так уж много значил сад для Раневской и Гаева . Они не способны на сильные переживания. Еще до продажи усадьбы Гаев клянется сделать все, чтобы сохранить вишневый сад. Но он не желает даже пошевелить пальцем для этого, не может, да и не хочет найти способ спасти имение . Он надеется то на наследство ярославской тетушки, то на богатство несуществующего жениха Ани. Милые, безобидные полу-дети, Раневская и Гаев, ведут паразитический образ жизни. Чехов раскрывает страшное противоречие между кажущимся и истиной. Из-за небрежности господ старый Фирс остается в заколоченном доме. Рассеянность дворян оборачивается жестокостью, в этом — крепостническая бесчеловечность барства.