1)Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).
По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:
социальный педагог по работе с семьей;
социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;
социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.
В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».
По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:
социальный педагог по работе с подростками-девиантами;
социальный педагог по работе с инвалидами;
социальный педагог по работе с сиротами;
социальный педагог по работе с беженцами;
социальный педагог – геронтолог и др.
В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.
Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.
2)
Необходимые профессиональные навыки социального педагога:
· знание психологии, в особенности - детской, социальной и психологии личности;· компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений, проблем;· несовершеннолетних, их прав, обязанностей и ответственности в случае совершения преступлений;· умение вести документооборот: различные планы, отчетность и т.д.
3) Виды деятельности социального педагога:помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей;помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.;выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
4) можно выделить следующие личностные качества социального педагога:
— гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
— психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
— психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
— психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).
5)Местом работы социального педагога могут быть социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, училищ начального профессионального образования, средних специальных учебных заведений, вузов и пр.); социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, благотворительных организаций; социальные службы муниципальных органов (культурно-спортивные комплексы, социально-педагогические центры и центра социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки); службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома детского творчества, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесл, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.); валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, медпункты и т.д.); социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и т.д.); частная практика.