Д.Фонвизин как писатель эпохи Просвещения и философ верил в то, что наступает
столетие господства разума, справедливости, добра и милосердия, когда все люди
будут равны в своих правах, не будет угнетаемых и угнетенных. Он видел в невежестве,
предрассудках и суевериях главную причину человеческих бедствий,
а в образовании, чтении хороших
книг, в свободе мысли — культурный и общественный прогресс. «Умного
человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет», - говорит Фонвизин устами
Стародума. «[Воспитание] должно быть залогом благосостояния государства». «Я желал бы, чтобы … не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие».
Его поддерживает Правдин. «Надобно
действительно, чтоб всякое состояние людей имело приличное себе воспитание»…
Следуя
своим убеждениям, Д.И.Фонвизин предавал сатирическому изображению, осмеянию те
явления и жизненные реалии, которые не подходили под определение «разумных». И
свое предназначение писатель видел в том, чтобы создавать литературу, идейное
содержание которой служило бы воспитанием его современников в духе разума, вело
бы их дорогами добра. Особенно большое внимание он уделял драматургии, театру,
потому что театр был особенно любим народом, он давал возможность обращаться к
сердцам и умам самых широких народных масс, пропагандировать среди них новые
идеи. Своей верой в торжество разума Д.И.Фонвизин внес неоценимый вклад в
развитие идей просвещения, гуманизма, в общественный прогресс. (198 слов)