Омент, когда архитектура в первый раз в истории создает большой
комплекс роскошных покоев, проникнутых особым жизнеощущением,— это эпоха
создания храма Мертвых фараона Хефрена. Здесь впервые создана
ритмическая композиция помещений. В обеих постройках перед залом
располагается тесное помещение; после узкого прохода большое
пространство зала вызывает ощущение свободы. В главном здании помещения
следуют в рассчитанной градации. После переднего помещения посетителя
встречает широкий зал, заставленный столбами, затем его принимает
трехнефный узкий глубокий зал, с сильным движением в глубину, выводящий
его, наконец, в большой двор со статуями. Анфилада зал открывается в
перспективе еще до вступления в парадное помещение. Затем
противопоставляются узкие, как бы задерживающие движение покои со
статуями, благодаря чему главный алтарь, двор пирамиды и сама гробница,
находящиеся за узкими ходами, производят впечатление неприступной массы.Господствует
целостное движение в глубину, которое конденсируется во дворе, как в
чаше, и упирается в закрытые задние помещения. Все выдержано в крупных
размерах, основано на резких контрастах, на суровой простоте
расположения, с немногими основными мотивами. Эти мотивы состоят из зала
со столбами трех вариантов, из двора с аркадой, имеющего двери для
выхода наружу, и одинаковых коробкообразных помещений. Внутри — никакого
орнамента или рельефного фриза, только культовые статуи. Абсолютное
преобладание прямых углов не только в плане, но и в конструкции.Зал
со столбами сохранился настолько хорошо, что на основании его можно
восстанавливать остальные части сооружения, известного пока лишь по
плану. Он состоит из четырехгранных монолитных столбов; на каждых двух
покоится прямой, лишенный украшений антаблемент. Через стропила крыши и
через окна, находящиеся в верхних частях зальных стен, проникает косой
свет. Высочайшая техника обработки камня гладко отполированных стен и
столбов, благородная роскошь красок белого алебастрового пола и
темно-красных гранитных стен и столбов соединяются с пестротой
расставленных статуй. Размеры большие, но не громадные, сооружение в
целом и в частях носит отпечаток рациональной ясности и вещественности,
величия и простоты...Колонна
является изобретением египетского искусства, богатым последствиями для
всей последующей архитектуры. Для Египта раньше и острее, чем Для других
стран, встала проблема замены дерева каким-либо другим материалом в
подпоре, служившей основным элементом его примитивной архитектуры и
оставшейся таковым для легких строений и позднее. Страна Нила бедна
деревом, зато богата превосходным строительным камнем. С тех пор как
архитектура взялась за большие задачи, старых строительных средств —
нильского ила, тростника, кирпича, дерева — больше не хватало или они не
могли дать требуемого впечатления величия и роскоши.
Храмам-усыпальницам царей IV династии должны были предшествовать долгие
опыты создания кирпичных и деревянных построек. В них все формы так
хорошо продуманы в камне, что не остается и следа каких-либо исканий.