Современный Обломов приобрел телевизор и компьютер, подключился к всемирной паутине Интернет, поставил рядом с диваном мягкое низкое кресло, удобно раскинувшись в котором он попивает чаек, постукивая по клавиатуре, посматривая то на монитор компьютера, то на экран телевизора. Что же он такое сегодня?
«Коренной народный наш тип»
В Европе Обломов давно уже стал символом борьбы с утилитарными тенденциями в культуре, а нам пора преодолеть утилитарный подход к самому образу Обломова. Тем более что многое для этого уже сделали и дореволюционные, и современные литературоведы и писатели.
«Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет… он Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков»,- пишет поэт и филолог И.Ф. Анненский в 1892 году. Не удивительно, что «неправильный», но притягательный образ Обломова стал для дауншифтингов едва ли не откровением. А обломовская мысль, что надо просто жить, храня покой и свободу в душе, а не заниматься «выделкой покоя» - принята ими едва ли не как своя собственная. И наш Обломов был принят ими в свой круг, и стал одним из философских знамен этого движения.