1. Смягчение отношения к крестьянам, отмена или смягчение повинностей казаков, лучшее отношение к своему народу со стороны царя, могло бы помочь избежать восстания Булавина!
Вообще Булавина можно назвать героем своего времени, он вступился за беглых крестьян, не хотевших воевать, и крепостных, он выступил в защиту их прав от беспредела царской армии и властей того времени!
О жестокости московских ратей сообщал в своих письмах Булавин:
«...А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги...»
6 июля 1707 года царь Пётр I издал указ о сыске беглых крестьян, пытавшихся скрыться от воинской повинности, от армии для участия в Северной войне против Швеции, в донских городках. Ответственным был назначен Ю. Долгоруков. Который жестоко выполнял волю царя, на Дону, что и спровоцировало восстание и внутренние конфликты казаков в России!
Возможно, не издав указа ловить беглых крепостных, дезертиров, Петр1, смог бы избежать восстания Булавина!
2. церковь была неотделима от власти и православие, как одна из наиболее жёстких ветвей христианства, помогала держать народ в повиновении и страхе, что в свою очередь помогало власти управлять крестьянами, крепостным! Чувство вины наиболее прививаемое православной верой, грех перед богом за малейшие неповиновения, проступки в православии, являлось отличным инструментом управления людьми, и поддерживало дисциплину и кастовый строй того времени, потому другие религии не могли даже близко претендовать на равенство с православной верой, которая в своём чистом виде намного жёстче мусульманства, других христианских конфессий и тем более иудаизма.
В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, отставной морской офицер Александр Возницын обратился в иудаизм, за что был сожжён по приказу императрицы.
Вплоть до 17 апреля 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением («совращение из православия», что каралось каторгой до 10 лет).
Государство использовало религию для решения национально-политических задач. Так, например, после польских восстаний 1831 года и 1863 года проводилась кампания по принудительному воссоединению греко-католиков с православием (в частности, этому давлению подвергались Украинская греко-католическая церковь и Белорусская греко-католическая церковь).
Присоединенные к православию иноверцы и их потомки зачастую лишь формально числились православными. Это относилось к латышам, насильственно присоединенным к православию, а затем «отпавшим» в лютеранство, греко-католикам, «упорствующим в католицизме», крещеным татарам «отпавшим в магометанство». Но самую большую группу составляли различные сектанты, отпавшие от православия, но официально числившиеся православными. Законом этим лицам запрещалось открыто исповедовать свою настоящую религию, рождения, браки и смерти этой части населения большей частью оставались не записанными в метрические книги, они не имели законной семьи