Литература как искусство слова, конечно же, зародилась из фольклора. Однако не только из него, фольклор был лишь составной частью «первобытной» литературы, зачатком её художественной части. В древности разграничения между эпической и другими видами письменной словесности не было, и о философских сочинениях Гесиода, Лукреция или математических работах Пифагора рассуждали так же, как и об эпических творениях Гомера или Вергилия. В ту эпоху наиболее близким к «литературе» понятием было ораторское искусство: при оценке писателя было важно не столько то, о чём он писал, сколько то, как он писал: слог, стиль, лексика, красота речи. Такое понимание литературы, характерное для античности, сохранилось и в более поздние эпохи, вплоть до XIX века. В 1820-е годы лучшими образцами русской словесности считались такие сочинения, как карамзинская «История государства Российского» и «Опыт теории налогов» известного экономиста Николая Тургенева. Русская классическая художественная литература в те времена только зарождалась, поэзия, драматургия и даже проза обладали статусом светских развлечений, и в качестве «серьёзной» словесности выступали главным образом научные труды.
Если понимать «литературу» в этом ключе, то, разумеется, она окончательно сложилась лишь в Новое время, когда «развлекательные» произведения стали платформой для распространения тех или иных идей – общественных, политических, научных, религиозных.